Экспертное мнение: «Конституция социально ориентированной державы: комментарий эксперта к президентским социальным конституционным новеллам»

Опубликовано редактор - вт, 09/06/2020 - 15:13

Как известно, 1 июня 2020 года Президентом России подписан Указ, определивший дату проведения общероссийского голосования – 1 июля 2020 года

Решение о переносе даты  всероссийского всеобщего голосования по поправкам в Конституцию с 25 марта  Президент России принял исходя из основного, главного гуманистического приоритета – «сохранения жизни и здоровья наших граждан».  Назначив  дату  голосования на 1 июля,   В.В.Путин  исходил из того, что «по мере улучшения ситуации с этой пандемией мы, конечно, возвращаемся к нормальной жизни, в том числе должны подумать и о дальнейшей работе над поправками в Конституцию…. За то время, с которого мы начали заниматься борьбой с пандемией, произошли серьёзные события, и в целом, хотел бы это подчеркнуть, нам всем вместе удалось решить главную задачу – не допустить взрывного характера развития ситуации по негативному сценарию. Это позволяет нам возвращаться к нормальной жизни. Обстановка, как видим, постепенно стабилизируется. Поэтому нам нужно вместе с вами ещё раз вернуться к совместной работе над поправками в Конституцию».

В Основной закон страны Главой российского государства внесен «системокомплекс» - более 50 взаимосвязанных и взаимозависимых человеко-ориентированных конституционных «поправок – новелл», касающихся важнейших социальных вопросов  нашего жизнеустройства.

 Эксперт,  член Общественного Совета при Государственном Совете РК, политолог, кандидат философских наук Владимир Теребихин подготовил экспертный материал «Конституция социально ориентированной державы: комментарий эксперта к президентским социальным конституционным новеллам».

теребихин

В предлагаемом для ознакомления общественности материале, представлен комплекс социальных поправок, вносимых в основной закон, изложены политические установки, позиции Президента России о конституционных новеллах, а также, осуществлен экспертный анализ данных  «социальных новелл»  и мнений экспертного сообщества  страны об  их  содержании и значении для укрепления российского социального государства, практической реализации ст.2 и ст.7 Конституции страны. 

Эксперт считает, что внося на всенародное голосование комплекс социальных поправок, Глава государства российского обеспечивает достижение цели упрочения, совершенствования конституционных основ и улучшения качественных характеристик социальной государственности в России, повышение уровня гарантированности прав и свобод позволяющих поддерживать достойное существование; доступности  социальной поддержки для всех членов общества; гарантированности и ответственности государства за обеспечение и проведение политики, направленной на достижение достойного уровня социального и материального благополучия для всех граждан, увеличение охвата населения Российской Федерации политикой социального государства, формирования более эффективной, человеко-ориентированной, социогуманитарной системы государственного управления.

Предложенные Президентом социальные поправки, устанавливают базовые принципы социального государства. Они ужесточают  обязательства государства  перед своими гражданами, свидетельствуют о том, что в центр  государственной политики, российского государства поставлен человек, личность, что это и есть закрепление в основополагающем документе «народных представлений» о желаемом образе государства в котором мы живем», это ответ Президента России на запрос жителей об актуально необходимой  социогуманитарной модернизации  страны, ее социального преображения.

 Эксперт в полной мере согласен с  выводом  секретаря Генерального Совета партии «Единая Россия» Андрея Турчака о том, что «пожалуй, впервые в нашей стране социальные гарантии прописываются в основном законе с такой детальной точностью».

При этом, такая «детальная точность» - «позитивизация в основном законе наиболее важных социальных гарантий» (А.Клишас), является распространённым и зарекомендовавшим свою эффективность правовым механизмом в практике многих стран. Поэтому, конституционное закрепление и последовательное расширение действия принципа социального государства представляет собой общемировую тенденцию, с которой в полной мере солидарна и Российская Федерация.

Экспертом сделан вывод о том, что если поправки в Конституцию будут приняты, российское общество получит действительную, реально функционирующую модель социального государства.  Конечно же, и сегодня основной закон страны позволяет реализовывать многие социальные гарантии для граждан.  Но, после появления в нем норм прямого действия (а нормы Конституции являются именно такими нормами), граждане получат полную гарантию их реализации. Кроме того, практическая реализация, обеспечение  социальных гарантий, зафиксированных в Конституции и имеющих прямое действие, обеспечивается возросшими экономическими возможностями страны. Поэтому основной закон страны станет ещё и основным социальным документом, своеобразным высшим «Социальным кодексом, доктриной государства российского».

Эксперт полагает, что принятие и реализация поправок обеспечит практическое осуществление   основополагающих  конституционных статей, в том числе ст. 2 «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» и. ст.7 «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Как полагает Президент России  «предложенные изменения в Основном законе закрепляют государственные гарантии адресной социальной поддержки. Обязательную, не реже раза в год, индексацию пенсий и пособий. При этом минимальный размер оплаты труда, из величины которого рассчитываются многие выплаты, не может быть ниже прожиточного минимума. Всё это нормы прямого действия, которые должны работать на годы вперёд, чтобы люди были уверены в будущем, чтобы нуждающиеся в помощи были окружены особой заботой и вниманием, получали необходимую, достаточную поддержку».

 Действительно, предлагаемые изменения в Конституцию РФ, по мнению экспертного сообщества,  позволят существенно повысить и защитить социальные права граждан, не допуская "заморозки" «корреспондирующих обязанностей государства». Закрепление в Конституции РФ социальных обязательств государства не допускает возможность их искажения или «корректировки»  законом, При этом "размышления о "декоративности" предлагаемых мер являются спекулятивными.

«Все, что было предложено в качестве поправок в Основной закон, вносилось исключительно для того, чтобы в будущем не было возможности изменения важнейших принципиальных подходов в российском законодательстве», считает секретарь Общественной палаты России Лидия Михеева.

Безусловно, также, что их осуществление окажет положительно влияние на достижение одной из сущностных национальных целей -  повышение качества жизни граждан. По сути, поддерживая обновление Конституции в целом, мы создаем четкие, конкретные,  правовые условия и гарантии  повышения  качества жизни  граждан во всем ее многообразии, в том числе,  создания условий для всестороннего развития человека. Важно и то, что социальные поправки не являются чем-то недостижимым. Для реализации положений каждой из поправок, предложенных Президентом Российской Федерации, у государства имеются необходимые ресурсы.  

 Более того, констатирует Президент РФ «некоторые вещи мы уже имплементируем в жизнь даже до принятия поправок в Конституцию, и это говорит о том, что те поправки, которые предлагались… востребованы, просто абсолютно востребованы условиями нашей сегодняшней жизни».

 И эту новацию в практике конституционализма, «правовой феномен», когда поправки ещё не вступили в силу, но они уже определяют содержательное наполнение законодательства, особенно социального законодательства, заметило большинство граждан.  

В представляемом общественности материале приводятся обобщенные оценки авторитетных экспертов об актуализации «возвышения» социального блока поправок на конституционный уровень в условиях распространения эпидемии коронавируса.  Действительно, сложившиеся обстоятельства  новой реальности предоставили гражданам  шанс на личном опыте убедиться в необходимости обновления Основного закона. «Граждане на личном примере увидели, насколько эти поправки социального блока актуальны» (доктор юридических наук А.Брод). Пандемия и ее последствия позволяют проверить работу инициированных поправок еще до официального их принятия, что, безусловно, способствует росту количества граждан, желающих закрепить новые нормы в Конституции»

Эксперт поддерживает интегральный вывод известного российского конституционалиста, доктора  юридических наук Андрея Клишаса о высшей цели  вносимых Президентом России конституционных новелл, а именно, что, «задача поправок – повышение качества жизни людей», что эти поправки в конечном итоге не про тот или иной уровень власти, не про распределение полномочий, они про то, как с помощью всего этого – с помощью изменения полномочий парламента, наделения органов местного самоуправления дополнительными полномочиями, уточнения функций правительства, с помощью более точного распределения предметов ведения между субъектами – повысить качество жизни людей". 

Эксперт считает, что с этим выводом, как показывают итоги изучения общественного мнения, согласны большинство граждан страны, что безусловно, обеспечит всестороннюю общественную поддержку всех конституционных новелл.

В полном объёме с экспертным материалом можно познакомиться по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/3xbx/3rZt2DqDD

Поделиться в соцсетях