Как улучшить школьные библиотеки, обсудили в Общественном совете при Министерстве образования Коми

Дата публикации: чт, 25/03/2021 - 09:44

Общественный совет при Министерстве образования, науки и молодежной политики Республики Коми провёл 23 марта заседание на тему: «Об эффективности школьных библиотек, как субъектов образования и воспитания в образовательных организациях РК».

Актуальность рассматриваемого вопроса очевидна. «… Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например, не читать их», Р. Бредбери. «Перестать читать книги, значит перестать мыслить», Ф. Достоевский.

Для обсуждения члены Общественного совета совместно с активистами – общественниками школьного библиотечного дела, педагогами – общественниками, Министерством образования, науки и молодежной политики, далее (Министерство) представили для обсуждения аргументированную, «говорящую» информацию о состоянии дел  в школьных библиотеках Республики. Участники диалога были ознакомлены с информацией подготовленной аппаратом Министерства с одной стороны и Общественным советом с другой. Точки зрения на ситуацию кадрового, финансового, материального – технического обеспечения школьных библиотек, со стороны Министерства и общественности в основном совпали.

Вопрос «Об эффективности школьных библиотек, как субъектов образования и воспитания в образовательных учреждениях Республики Коми» внесен для обсуждения с одной целью - выработки предложений Общественного совета по совершенствованию государственной политики в области работы школьных библиотек как главных структурных подразделений общеобразовательных организаций Республики Коми в процессе образования и воспитания школьников.

На начало 2020-2021 учебного года в Республике Коми функционирует 317 общеобразовательных организаций, на базе которых работает 292 школьные библиотеки. В системе школьных библиотек работает 308 сотрудников.

Ежегодно проводится республиканский конкурс на лучшую школьную библиотеку Республики Коми. Поэтапно обновляются книжные фонды школьных библиотек. Школьные библиотеки оснащаются оргтехникой. Проводится работа по повышению квалификации работников библиотек. Создана система социального партнерства с участием школьных библиотек. В системе работают в большинстве люди, которые ответственно относятся к своей работе.

Объем разноплановой работы, который проводится школьными библиотеками огромный. О нем можно рассказывать и рассказывать. Но в обществе звучит все чаще:  «дети не читают» и это факт, с которым государство в лице органов власти мириться не должно. Наша страна до недавнего времени была самой читающей страной, а система образования в нашей стране была лучшей. Посыл власти - «все лучшее детям» работал и не потерял своей актуальности в наши дни.

Что же делать? Готовой «таблетки» нет. Но речь идет о сетевой системе, результаты работы которой, должны быть другими. Система, как система, сработает на заданный результат в случае, если изначально в системе будут установлены четкие правила. 

В Федеральных законах об образовании, о библиотечном деле деятельность школьных библиотек не регламентируются. В них нет ни слова о школьных библиотеках. Основной документ, в рамках которого в последнее время работает Министерство  и  школьные библиотеки, это Приказ Министерства образования и науки РФ от 15.06.2016 г. № 715 «Об утверждении и развитии школьных информационно-библиотечных центров». На основе этого Приказа, Министерство Республики разработало свои нормативные акты, о которых библиотекари знают и, в рамках которых, работают.

Приказом №715 на всю Россию предусматривалось, что информационно – библиотечные центры, далее (ИБС) станут центрами формирования устойчивого интереса к чтению школьников. А также центрами семейного чтения. И самое главное - центрами информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса в школе.

К сожалению, ничего подобного не произошло. Народная мудрость, которая, как всегда, «попадает в точку», гласит: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». За пять лет, со дня издания Приказа, на базе школьных библиотек в Республике удалось создать лишь 2 муниципальных и 3 школьных ИБС. За это время Министерству Республики удалось обеспечить школьников в необходимом объеме учебниками. Появились, как звездочки на хмуром небе, хорошие школьные библиотеки во вновь построенных современных школах и в некоторых, где с трудом, но администрациям школ совместно с заведующими школьными библиотеками, удалось изыскать за счет заработанных собственных средств дополнительные возможности и улучшить материальное оснащение школьных библиотек.

В результате обсуждения темы, участники заседания согласились с выводом Общественного совета, что положительные изменения в деле развития школьных библиотек и детского подросткового чтения идут непозволительно медленно. Процессы модернизации библиотечного обслуживания учащихся пока еще не носят масштабного характера, и не выходят за рамки отдельных инновационных проектов.

Современные вызовы времени в области образования, особенно ситуация складывающаяся в последние годы, подтверждают необходимость пересмотра подхода к совершенствованию деятельности школьных библиотек, как субъектов образования и воспитания школьников в образовательных организациях.

Во всем мире роль школьных библиотек и квалифицированных библиотечных специалистов в школе возрастает. Именно в этом направлении сейчас развивается мировая практика.

Тема повышения эффективности деятельности школьных библиотек требует организации широкой дискуссии среди профессионального сообщества библиотекарей, учителей, родителей, ученых, государственных деятелей Республики с целью выработки аргументированных предложений по совершенствованию государственной политики в области библиотечного дела в образовательных учреждениях Республики Коми.

На основе сделанных выводов Общественный совет рекомендовал Министерству образования, науки и молодежной политики, в рамках регионального форума на тему «Образование. Государство. Общество» предусмотреть организацию тематической площадки по развитию деятельности школьных библиотек. Проведение форума Министерство планирует провести в октябре текущего года.

Главной целью тематической площадки определить цели, задачи, формы и методы объединения усилий региональных органов власти, местного самоуправления, библиотечной, педагогической и родительской общественности, бизнес – сообщества, ученых, государственных деятелей для выравнивания развития школьных библиотек и обеспечения их деятельности как базовых структур процессов модернизации российского образования в условиях реализации национального проекта «Образование».

Республика Коми самостоятельный и самодостаточный регион, который имеет законные права и возможности разрабатывать свою нормативную базу, государственные программы с целью удовлетворения интересов жителей Республики Коми. Запрос общества по повышению эффективности деятельности школьных библиотек очевиден – дети должны читать. А для этого необходимо на государственном уровне определить четкие правила и действия власти для того, чтобы школьные библиотеки Республики соответствовали требованиям времени и, стали полноценными структурными подразделениями образовательных организаций, во-первых. Во-вторых, чтобы школьный библиотекарь стал полноценным членом педагогического коллектива, лидером в школе в вопросах психологии, в вопросах приобщения детей к чтению, формирования информационной культуры личности. Реальная задача? Реальная. Надо совершенствовать и ставить на новые рельсы систему школьных библиотек.

Общественный совет при Министерстве образования, науки и молодежной политики призывает всех неравнодушных болеющих за будущее детей государственных деятелей, политиков, общественников, специалистов, родителей, педагогов включиться в процесс формирования четких, аргументированных предложений Правительству РК, Государственному Совету РК, органам местного самоуправления по повышению эффективности деятельности школьных библиотек.

Приветствуются самые смелые суждения о повышении статуса учителя и школьного библиотекаря, об их обучении и переквалификации, о критериях оценки их работы, о совершенствовании системы оплаты их труда и т.д.

 

Автор: председатель Общественного совета Кравченко Г.Н.

Поделиться в соцсетях