Экспертное мнение: О некоторых политико-управленческих аспектах социогуманитарного и общественно-политического развития региона

Дата публикации: пт, 04/06/2021 - 12:19

Предложения эксперта в преддверии 100-летнего юбилея национальной государственности Коми края.

Владимир Теребихин – эксперт ОПРК и ГБУ РК Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина, политолог, кандидат философских наук, заслуженный работник РК, государственный советник  РК. 

Республика Коми готовится к столетнему юбилею обретения своей государственности,   Обществоведы  региона  готовят к изданию научные и научно-просветительские  работы, в которых  будут даны системные,  научные оценки развития региона за вековой период.  

В нашей же публикации имеющей статус экспертного материала, мы  позволим  сделать  авторский, не претендующий на  «истину в последней инстанции», вывод, что  последнее  столетие в 10 вековой истории Коми края можно характеризовать как социо-экономическое и социокультурное «преображение», как период преображающего развития Коми края.

 Ее население, политическое руководство  доказали, что принятый  22 августа 1921 года  исторический Декрет ВЦИК о создании Коми автономной области  был  актуальным  и  политэкономически обоснованным.   

 За первый 70-летний советский период истории (не без участия структур  «ГУЛАГ» в 30-50 годы) в Коми АССР  были  созданы все  основные функционирующие в современный постсоветский 30 летний период основные отраслевые комплексы: лесопромышленный, угольный, нефтегазовый, построены города и поселки, создана система образования, культуры и науки.

В начальный, турбулентный, кризисный постсоветсткий период - период социетальной трансформации, «ревореформ», «социотрясения» (Б.Грушин) в Республике Коми, как одном из 85 субъектов  России, в соответствии с принятой в 1994 году Конституции РК, была сформирована новая политическая и экономическая система. система государственного управления, местного самоуправления  и гражданского общества.  Коми АССР  стала официально номинироваться  как Республика Коми.     

В настоящее время  управленческая команда Главы РК В.В.Уйба  - пятого в истории института высших должностных лиц региона, осуществляет  комплекс социально-экономических  управленческих задач по развитию республики в завершающий период подготовки и проведения юбилейных мероприятий, в период новой реальности - современного  «ковид – кризиса» и  сложного, традиционно сопровождающегося обострением  общественно-политической ситуации важного политического мероприятия - подготовки к выборам в Государственную Думу РФ.

На основе нашего экспертного анализа современного социогуманитарного и общественно-политического развития региона, мы полагаем актуальным и целесообразным предложить органам государственной власти, местного самоуправления и Общественной палате РК,  как важнейшему  общественно-государственному институту общественного управления регионом, осуществить ряд политико-управленческих решений (как дополнение к уже принятым или планируемым к принятию), с целью повышения эффективности социогуманитарного  и  общественно - политического развития  региона.

Во-первых, мы рекомендуем организовать проектную деятельность по разработке,  принятию и практической реализации следующего комплекса актуальных  концептуальных документов:

  • «Концепции социогуманитарного  преображения – модернизации Республики Коми на период до 2025 года» (как ее своеобразной социальной доктрины). Наши предложения к проектированию опубликованы на сайте ОПРК (https://op11.rkomi.ru/node/370),
  • «Концепции демографического развития Республики Коми на период до 2025 года».
  • « «Концепции  формирования солидарного общества в Республике Коми».
  •  «Концепции государственной информационной политики в Республике Коми»
  • «Концепции защиты прав и свобод граждан в Республике Коми»
  • «Концепции  формирования инновационного имиджа  Республики Коми»
  •  «Концепцию государственной поддержки и развития гражданского  общества,  повышения активности и эффективности общественного участия в  преображении Республики Коми»
  • «Концепцию  стратегии формирования солидарного общества в Республике Коми»
  • «Концепции государственной молодежной политики Республики Коми на 2021-2025 годы» (предыдущая концепция была принята в республике в 2015 году и действовала до 2020 года).
  • Концепцию  государственной научной политики в Республики Коми»
  • «Концепцию государственной гуманитарной политики Республики Коми»
  • Концепцию государственной алкогольной политики в Республике Коми» (или концепцию государственной политики снижения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактики алкоголизма среди населения».
  • Концепцию  стратегии развития муниципального образования
  • Концепцию повышения эффективности Общественной палаты Республики Коми как важнейшего института общественного управления развитием региона, формирования нового качества гражданского общества» (предложения эксперта изложены по ссылке https://cloud.mail.ru/public/iE2i/KZWXYjwJ7)
     

Во-вторых, на основе вышеизложенных концепций рекомендуется принять следующий комплекс  стратегий:

  • «Стратегию социогуманитарной модернизации - преображения Республики Коми на период до 2025 года». 
  • «Стратегию демографического развития Республики Коми на период до  2025 года» 
  • Стратегию развития науки и технологии в Республике Коми
  • «Стратегию  государственной  культурной политики Республики Коми на период до 2025 года»
  • Стратегию развития физкультуры и спорта в Республике Коми.
  • «Стратегию формирования солидарного общества, социальной сплоченности,  гармонизации общественных отношений в Республике Коми».
  • «Стратегию развития гражданского общества в  Республике Коми на период до 2035 года», (опыт Томской области и ряда других регионов), 
  • Стратегию повышения эффективности функционирования Государственного Совета  Республики Коми.  
  • Включить в «Стратегию социально-экономического развития Республик Коми на период до 2035 года» раздел «Развитие политической системы  Республики Коми»,


В – третьих, рекомендуется принять следующий комплекс государственных программ:

  •    Программу «Государственная поддержка гражданских инициатив общественных объединений и граждан в Республике Коми на 2021 - 2025 годы».    
  • Программу Повышение эффективности молодежной политики и вклада молодежи в преображающее  развитии Республики Коми».
  • Программу реализации  в Республике Коми «Стратегии развития  воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Предыдущий план мероприятий действовал на период до 2020 года.
  • Программу  изучения и популяризации  наследия  Питирима Сорокина и других выдающихся деятелей  науки Республики Коми.
  • Программу государственной политики снижения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактики алкоголизма среди населения»                                    
  • Программу развития ритуально-похоронного дела в Республике Коми;

Разработать и внести на рассмотрение Государственного Совета РК следующие законопроекты:

  • Закон РК «Об общественных советах при органах государственной власти Республики Коми»  (опыт субъектов РФ, например, Калининградской области);
  • Закон «О государственной поддержке социально-ориентированных некоммерческих организациях в Республике Коми»
  • Закон РК «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления» 
  • Закон РК « Социальный кодекс Республики Коми»

· Закон  РК «Об общественной палате муниципального образования в Республике Коми»

  • Закон  Республики Коми  «О законодательной инициативе граждан в Республике Коми»
  • Закон «О наказах избирателей  в Республике Коми»
  • Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Коми» (в соответствии с рекомендацией Уполномоченного по правам человека в РФ)
  •  Закон «О молодежи и молодежной политике в Республике Коми» в соответствии с Федеральным законом № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации». 
  • Закон РК «О ежегодном отчете (докладе) Главы Республики Коми Государственному Совету Республики Коми». (или «О Послании Главы РК Государственному Совету РК
  • Закон РК "О погребении и похоронном деле в Республике Коми"

 

Принять следующие Указы Главы РК;

  • «О  ежегодных государственных докладах Республики Коми»
  • «О ежегодном обращении Главы Республики Коми Государственному Совету Республики Коми» (или «О Послании Главы РК Государственному Совету Республики Коми».
  • «О совершенствовании экспертно-аналитического и научного обеспечения  проектирования и  принятии  государственных  решений»
  • «О премиях Главы РК (или Правительства РК) им. Питирима Сорокина в области социальных, общественных, гуманитарных наук»
  • «О повышении эффективности деятельности институтов уполномоченного по правам человека в Республике Коми» (или о повышении эффективности работы с обращениями граждан в республике»).
  • «О  формировании в Республике Коми системы  общественных соглашений и договоров органов государственной власти с гражданами и институтами гражданского общества». 

В четвертых, рекомендуется разработать концепции, институционализировать  и включить в  структуру государственной гуманитарной макрополитики следующие виды  гуманитарных  субполитик отсутствующие в реестре официальных государственных политик в гуманитарной сфере:

  • политика в сфере духовно-нравственного преображения региона,
  • государственной политики  сохранения жизни нерожденных детей.
  • государственной политики в области ритуально-похоронного дела,  
  • государственная имиджевая политика;
  • политика формирования солидарного общества, общества всех возрастов, обеспечения социальной сплоченности, гармонизации межпоколенческих отношений, формирования российской и территориальной гражданской идентичности

Актуальность и обоснование принятия данных концептуальных, стратегических, программных и нормативных актов изложены в  следующих наших экспертных материалах, размещенных на сайте Общественной палаты РК в рубрике «Мнение экспертов» мнение | Общественная палата Республики Коми (rkomi.ru):

Поделиться в соцсетях