Министерство труда, занятости, и социальной защиты Республики Коми ответило на вопросы общественников

Опубликовано редактор - пт, 31/01/2020 - 11:58

В Общественной палате Республики Коми прошла встреча с Заместителем Председателя Правительства Республики Коми – министром труда, занятости и социальной защиты Республики Коми Ильёй Семяшкиным, на которой он рассказал об итогах работы Министерства за прошлый год, а также о планах на 2020 год. Перед её началом Общественная палата направила в Министерство вопросы, собранные от членов и экспертов палаты, а также общественных советов.

В ближайшее время в Общественной палате по поручению Главы Республики Коми с информацией о работе выступят руководители и других органов исполнительной власти в нашем регионе. Перед встречами с ними Общественная палата также будет направлять в министерства вопросы от общественников, а затем публиковать ответы на них на сайте палаты.

Первыми Общественная палата публикует ответы на вопросы, поступившие в адрес министра труда, занятости и социальной защиты Республики Коми:

1. Какие меры принимаются для уменьшения безработицы на селе.

При отсутствии постоянных рабочих мест одним из наиболее действенных механизмов активной политики занятости в сельской местности является организация общественных и временных работ.

Так, в общественных и временных работах в 2019 году приняли участие более 3,5 тысяч безработных сельчан.

Для повышения конкурентоспособности безработных организуется их профессиональное обучение по востребованным на рынке труда профессиям. Прошли обучение 900 жителей села, более 700 человек из них нашли работу после обучения.

Альтернатива трудоустройству на селе - это самозанятость. По направлению службы занятости граждане могут изучить основы предпринимательской деятельности и при желании принять участие в конкурсе бизнес-проектов, чтобы получить финансовую помощь на открытие собственного дела. В 2019 году в Коми выдано 98 субсидий начинающим предпринимателям из числа безработных граждан, 62 из них - это жители сельской местности.

В 2019 году по поручению Главы Республики Коми финансирование проектов «Народного бюджета» из регионального бюджета увеличено более чем в 2 раза по сравнению с 2018 годом. Так, в 2019 году на проекты в сфере занятости направлено около 16 миллионов рублей, еще два миллиона - средства муниципальных образований. На эти средства реализовано 55 проектов, из которых 53 проекта - в сельских населенных пунктах.

В рамках проектов трудоустроены 260 безработных. Всего за пять лет действия программы реализовано 142 проекта в сфере занятости с трудоустройством около тысячи безработных граждан. В 2020 году на реализацию народных проектов в сфере занятости населения предусмотрено 18 миллионов рублей.

В Республике Коми реализуется пилотный проект по снижению уровня бедности в два раза. В рамках пятого этапа проекта в 2020 году будут проводиться мероприятия по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основании социального контракта по направлениям.

Финансовая помощь будет направлена на обучение и стажировку в организации, поиск работы и трудоустройство, организацию индивидуальной предпринимательской деятельности и иные мероприятия, направленные на преодоление малоимущим гражданином трудной жизненной ситуации. Реализация проекта в 2020 году будет осуществляться за счет республиканских и федеральных средств, в общем объеме свыше 650 миллионов рублей, которые будут направлены на повышение уровня доходов малоимущих граждан.

2.  Вступили в силу новые виды поддержки. Старшие дети-сгуденты в многодетных семьях имеют возможность получить компенсацию проезда на учебу. При этом в семьях с тремя детьми, когда старшему ребенку уже исполнилось 18 лет, утрачен статус многодетной семьи. Младшие дети в таких семьях получают компенсацию проезда на учебу?

В этом вопросе необходимо разграничить понятие двух категорий семей:

-        многодетная семья,

-        семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 23 лет.

Это разные категории семей и, соответственно, меры социальной поддержки для них также отличаются.

Когда в многодетной семье старшему ребенку исполняется 18 лет, статус многодетной семьи утрачивается.

Семья переходит в статус семьи, имеющей трех и более детей в возрасте до 23 лет. Если в такой семье старший ребенок становится студентом, на него семье назначается пособие на проезд.

Учитывая, что такая семья уже не является многодетной, соответственно, пособие на проезд на младших детей-школьников не предоставляется.

3. Почему по социальному проездному билету на городском автотранспорте можно ездить каждый день, а по билету с отрывными талонами только 20 дней и только по одному маршруту?

Почему можно купить 2 вида социальных проездных билетов на общую сумму 700 рублей, а два билета с отрывными талонами невозможно? (Сыктывдинский район)

Льготный проезд по социальным проездным билетам является дополнительной мерой поддержки к ежемесячной денежной выплате, в которой уже учтён ранее предоставляемый бесплатный (льготный) проезд отдельных категорий граждан. Расходы по льготному проезду несет исключительно республиканский бюджет.

Различный подход к льготному проезду на городских и пригородных (междугородных) маршрутах связан с разными способами тарификации на маршрутах: тариф на поездку или тариф на 1 км, и с большей протяженностью пригородных (междугородных) маршрутов по сравнению с городскими поездками.

Соответственно, Правительством Республики Коми установлены 2 вида социальных проездных билетов и предельное количество их приобретения в месяц.

4. Вклад детей войны в Победу советского народа в Республике Коми недооценен. В республике их осталось 34 тысячи.

Большинство из них, получив образование, развивали экономику и культуру Коми края в тяжелые послевоенные годы. Сейчас это глубоко пожилые люди (в возрасте от 75 до 92 лет) с проблемами здоровья, которое они потеряли в детстве. В нашем регионе эта категория с 2016 года ко дню Победы получает единовременную денежную выплату в размере 1000 рублей. 22 региона России установили детям войны ежемесячные пособия. Среди них Удмуртия, Якутия, Вологодская область, Бурятия и другие. Хотелось бы узнать, как наша Республика отметит вклад детей войны в год 75-летия?

Действительно, в ряде субъектов Российской Федерации установлены те или иные меры социальной поддержки для «детей войны».

Что касается ежемесячного пособия «детям войны», то указанная выплата предоставляется во всех субъектах Российской Федерации при неполучении мер социальной поддержки по иным основаниям, т.е. если заявитель из числа «детей войны» является ветераном труда, тружеником тыла, или инвалидом и др., он получает ежемесячную выплату только по одной категории по своему выбору.

В Республике выплата ко Дню Победы предоставляется всем без исключения «детям войны».

Поскольку система социальной помощи должна быть выстроена на принципах справедливости и адресности, получать ее должны лишь граждане, которые действительно нуждаются, предоставление мер социальной поддержки «детям войны» только на основании факта рождения в определенный период обесценивает признание государством трудовых и боевых заслуг по защите Отечества.

Министерством выявлено, что численность «детей войны», не получающих льготы по иным категориям, составляет около 1 400 чел. Из 34 тысяч человек это составляет 4%, т.е. практически все лица, родившиеся в 1928-1945 годах, получают меры социальной поддержки за счет средств федерального или республиканского бюджета по различным имеющимся у них основаниям.

Министерством совместно с учреждениями социальной защиты населения в текущем году организована работа с «детьми войны», не получающими никакие меры социальной поддержки, кроме выплаты ко Дню Победы, в части определения причин неполучения мер социальной поддержки, консультирования по необходимым документам для их предоставления.

Кроме того. Коми республиканской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных Сил и правоохранительных органов по итогам конкурсного отбора предоставлена субсидия в размере 14 млн. рублей, в т.ч. по направлению: «Организация оздоровления ветеранов Великой Отечественной войны, членов погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны».

В рамках полученной субсидии указанная организация самостоятельно осуществляет отбор кандидатур на оздоровление с учетом приоритета для категории «труженик тыла» и «дети войны».

С 13 января 2020 года по 30 января 2020 года организован заезд активистов ветеранского движения на базе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский социально оздоровительный центр «Максаковка».

5. Есть ли в планах министерства создание Центров дневного пребывания для пожилых (по примеру ряда регионов)?

В рамках системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами планируется создание отделений дневного пребывания для пожилых людей, как при центрах социального обслуживания населения, так и при стационарных организациях социального обслуживания.

6. В центрах занятости населения появились карьерные консультанты, и это хорошо. В связи с этим, в рамках реализации программ борьбы с бедностью, что будет сделано для повышения уровня профессиональных компетенций специалистов центров предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения? Может быть, тоже стоит подготовить и реализовать программы по подготовке консультантов по социальному сопровождению малоимущих семей, которые будут заниматься технологиями по развитию их экономического и трудового потенциала?

Карьерный консультант - это специалист, который помогает обратившемуся клиенту достигать карьерных целей (поиск работы, проблема профессионального выгорания, смена специализации или карьерный рост). Карьерные консультанты также работают с молодежью, помогают сориентироваться в мире профессий, выбрать свой карьерный путь. Карьерный консультант помогает не только определиться с текущими целями карьеры, но и построить траекторию карьеры на ближайшие 5-10 лет. Он помогает разработать образовательную траекторию, которая обеспечит специалиста требуемыми компетенциями. В центрах занятости такие специалисты уже успешно работают.

Орган социальной защиты населения при реализации социального контракта осуществляет взаимодействие со службой занятости населения, органами образования, здравоохранения и иными организациями. Для специалистов Центров 30-31 января текущего года будет проведен семинар с участием психологов, который поможет получить новые знания и навыки для успешной реализации пилотного проекта. Вопрос организации сопровождения семей в рамках социальных контрактов Министерством прорабатывается, в том числе рассматривается возможность привлечения НКО для этих целей.

7. Осуществляется ли и каким образом контроль за расходованием в семьях средств регионального материнского капитала?

Специалисты центров по предоставлению государственных услуг при приеме заявлений и документов от граждан для оформления сертификата на региональный семейный капитал, заявлений о распоряжении средствами регионального семейного капитала особое внимание уделяют проверке представляемых документов: проверяют заявителей на предмет лишения родительских прав, наличие судимости. Направляют запросы в Росреестр.

Проводится проверка полноты представляемого пакета документов на получение сертификата и расходование средств, и, если есть подозрения в попытке незаконно получить сертификат или неправильно использовать средства регионального семейного капитала, материалы передаются в правоохранительные органы.

При подаче пакета документов на приобретение (строительство) дома или квартиры с использованием средств регионального семейного капитала владелец сертификата, в чьей собственности находится жилье, дает письменное обязательство оформить купленную (построенную) недвижимость в общую собственность лица, получившего сертификат, а также супруга и детей (с определением размера долей каждого). Однако не во всех случаях это обязательство родителями исполняется.

Законодательно не регламентированы вопросы контроля за выполнением обязанности лица, получившего сертификат на региональный семейный капитал, оформить жилое помещение в общую собственность этого лица, его супруга, детей после перечисления средств регионального (семейного) капитала, не установлен орган, наделенный такими полномочиями. Аналогичная ситуация складывается и на уровне Российской Федерации в части распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, который осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

Законом Республики Коми № 45-РЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» установлен ограниченный перечень видов организаций, на исполнение обязательств по договору с которыми могут быть направлены средства регионального семейного капитала: кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы.

Деятельность таких организаций регулируется специальным законодательством и подпадает под государственный контроль. При этом в отношении кредитных потребительских кооперативов, деятельность которых регулируется Законом «О кредитной кооперации», предусмотрена система двойного контроля: через саморегулируемые организации и Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), также установлена возможность направления средств регионального семейного капитала на погашение займов, предоставленных иными организациями, исполнение обязательств по договорам с которыми обеспечено ипотекой.

8. Какова Ваша оценка первых итогов внедрения социальных контрактов.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется малоимущим гражданам с 2006 года. По состоянию на 01.01.2020 пособие на основании социального контракта выплачено 63 семьям (в составе которых 309 человек, из них 146 детей) на сумму 4,89 млн. руб. (включая расходы на доставку). Одним из основных мероприятий в рамках социального контракта в 2019 году было ведение личного подсобного хозяйства (97%), создание ИП (3%). Преодоление трудной жизненной ситуации при ведении личного подсобного хозяйства в малоимущих семьях, как правило, не происходило, так как семья не увеличивала доходы, а обеспечивала себя некоторыми продуктами.

Реализация социального контракта на условиях федерального софинансирования начата в январе 2020 года. Мероприятиями на основании социального контракта планируется охватить 2884 малоимущих гражданина (по направлениям: поиск работы, прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования и последующая стажировка, осуществление  индивидуальной предпринимательской деятельности, мероприятия по преодолению трудной жизненной ситуации). В связи с тем, что социальный контракт может быть заключен на срок от трех месяцев до 1 года, первые итоги будут получены после завершения срока действия социальных контрактов.

9. Какова ситуация по привлечению СОНКО к решению социальных проблем, помимо имеющихся АНО по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов?

В Реестре поставщиков социальных услуг Республики Коми на 1 января 2019 года состояло 14 негосударственных организаций, из них 11 - АНО, оказывающих социальные услуги на дому.

В 2019 году Реестр пополнился еще одной негосударственной организацией. Из них, помимо 11 АНО, 1 организация предоставляет социальные услуги: Некоммерческий благотворительный фонд «Сила добра».

10. Как оценивает министерство уровень и качество реализации программ долговременного ухода граждан пожилого возраста в Республике Коми?

План мероприятий по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, утвержденный Правительством Республики Коми в 2019 году, сформирован с учетом рекомендаций Минтруда России и опыта пилотных регионов. Он включает в себя развитие всех форм ухода (на дому, в полустационарах и стационарах), а также создание механизма межведомственного взаимодействия при оказании долговременного ухода за пожилыми людьми.

В 2020 году буде проведена типизация граждан в разрезе потребности в разных формах ухода, с учетом которой будут внесены изменения в нормативные документы (расширен перечень предоставляемых услуг, дополнены стандарты их оказания).

Будет расширена практика предоставления услуг сиделок, а также реализованы мероприятия, направленные на развитие родственного ухода.

11. Как известно, все последнее десятилетие в отрасли велась большая работа по укреплению и обновлению материально-технической базы стационаров (домов-интернатов). Что будет предприниматься в ближайшие годы для улучшения материально-технической базы нестационарных учреждений социального обслуживания, в частности, в Сыктывкаре? В настоящее время здесь, как известно, закрыто отделение в пос. Краснозатонский, не отвечает современным требованиям здание отделения на Лесозаводской, 15.

Отделение территориального центра социального обслуживания населения ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» в пгт. Кразнозатонский располагалось в здании по адресу ул. Белинского, д.7. Анализ социального обслуживания на базе вышеуказанного отделения в течение 2017-2018 гг. показал, что только 25% получателей социальных услуг данного отделения являлись жителями пгт. Краснозатонский. Более 50% предоставляемых отделением социальных услуг относилось к досуговой деятельности (организация досуга, формирование позитивных интересов). Данное направление деятельности не является профильным для организаций социального обслуживания. Досуговые мероприятия и кружковая деятельность в пгт. Краснозатонский осуществляется на базе МБУК «Дом культуры «Волна». Отделение было закрыто в связи с тем, что здание, в котором размещалось отделение, деревянное, 1946 года постройки, износ здания составлял 100%), что создавало угрозу жизни получателей социальных услуг.

Социальные услуги гражданам, получавшим ранее услуги в вышеуказанном отделении, предоставляются тем же учреждением по адресу: ул. Лесозаводская д. 15.

В 2018 году на ремонт кровли здания территориального центра ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» по адресу ул. Лесозаводская, д. 15 было выделено 118,2 тыс. рублей.

В 2019 году на укрепление материально-технической базы учреждений направлены средства в объеме 134,5 млн. рублей, в 2020 году к выполнению запланированы мероприятия в общем объеме 96 млн. рублей.

В 2020 году по адресной инвестиционной программе Республики Коми начато строительство Тентюковского дома-интерната для престарелых и инвалидов на 90 мест в г. Сыктывкаре.

12. Прошло два года со времени передачи надомного социального обслуживания от государственных учреждений отрасли социальной защиты в ведение негосударственных организаций путем изменения статуса существовавших госучреждений. Результаты и оценка эффективности этого действия: являются ли АНО в настоящее время полноценными некоммерческими организациями, насколько они самостоятельны в своих планах и действиях?

АНО юридически и фактически являются самостоятельными организациями. Вместе с тем, в части касающейся оказания социальных услуг, АНО, как и все поставщики социальных услуг, независимо от организационно-правовой формы, ограничены нормами действующего законодательства. Требования законодательства обязательны для них и не подлежат вольной трактовке. Кроме того, в части Соглашений, заключенных по итогам конкурсных процедур, АНО также обязаны выполнять условия данных Соглашений.

В оказании иных услуг, не относящихся к социальным, АНО самостоятельны.

13. Какие дополнительные условия для стимулирования создания новых социально ориентированных НКО, работающих не только с пожилыми гражданами и инвалидами, нужны, на Ваш взгляд?

На сегодняшний день, с точки зрения нормативной базы, условия для создания СОНКО, созданы. Существует проблема недостаточности квалифицированных кадров, а также недостаточности наличия имущественной поддержки (отсутствие свободных помещений для организации деятельности).

Например, предоставление помещений для организации приюта для женщин (с детьми), подвергшихся насилию, или оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

14.  Сейчас большой акцент делается на подрастающее поколение, на тех, кто в будущем будет развивать наш регион. Как Вы смотрите на то, чтобы создать Центр содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений Республики Коми? Он бы смог быть неким пилотом по восстановлению системы распределения выпускников, тем самым способствовал бы закрытию кадрового голода.

Центры содействия трудоустройству выпускников действуют во многих профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего    образования. С ними тесно сотрудничают центры занятости населения. Например, в Сыктывкарском государственном университете им. Питирима Сорокина ежегодно проходит ярмарка вакансий для студентов старших курсов с участием работодателей республики. На ярмарку приглашают студентов Сыктывкарского лесного института, профессиональных образовательных организаций. Ярмарка стала уже традиционной и собирает более 1,5 тысячи студентов и около 100 работодателей. На ярмарке представлены вакансии не только Сыктывкарских предприятий. Так, в 2019 году в ярмарке приняли участие предстатели АО «Воркутауголь», были представлены вакансии Усть-Вымского, Корткеросского, Сыктывдинского районов.

15.  Какие проблемы в отрасли социальной защиты региона являются на данный момент наиболее актуальными, и какие шаги намерено предпринять правительство для их решения?

В Республике Коми остается актуальным вопрос перевода проживающих в учреждениях из зданий в деревянном исполнении (5-й степени огнестойкости) в здания в капитальном исполнении. По состоянию на 1 января 2020 года здания в деревянном исполнении имеют 8 объектов учреждений социального обслуживания населения с круглосуточным пребыванием людей, или 13,1% от их общего количества, на 1 января 2019 года этот показатель составлял 20%.

В рамках организации работы по расселению граждан, находящихся на обслуживании в учреждениях социального обслуживания населения, расположенных в зданиях 5-й степени огнестойкости, проведены следующие мероприятия:

- проведена ликвидация ГБУ РК «Республиканский Зимстанский дом-интернат для престарелых и инвалидов», не соответствующего требованиям пожарной безопасности по планировочным решениям и располагающегося в деревянном исполнении, проведены мероприятия по переводу проживающих из числа получателей социальных услуг в другие учреждения стационарного типа;

- отделение социальной реабилитации несовершеннолетних при ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» в с. Летка Прилузского района, ранее осуществляющее деятельность в здании 5-й степени огнестойкости, переведено в помещения поликлиники участковой больницы общей площадью 544,2 кв. м в капитальном исполнении;

- ликвидировано три отделения социальной реабилитации несовершеннолетних, ранее расположенных в зданиях в деревянном исполнении, проработан механизм маршрутизации по перевозке детей из Койгородского, Корткеросского и Усть-Цилемского районов в ближайшие отделения социальной реабилитации для несовершеннолетних.

В текущем году внесены изменения и согласован генеральный план с. Черемуховка, земельный участок под строительство переведен в земли сельского поселения, общий объем финансирования предусмотренного на разработку проектно-сметной документации по объекту «Строительство нового корпуса Детского психоневрологического интерната на 200 койко-мест в с. Черемуховка Прилузского района Республики Коми» на 2020 год составляет 17,7 млн. рублей.

В рамках национального проекта «Демография» в 2020-2022 гг. планируется осуществить строительство новых объектов в капитальном исполнении: «Расширение республиканского Кунибского интерната на 70 мест в с. Куниб Сысольского района» и «Расширение республиканского Тентюковского дома-интерната для престарелых и инвалидов на 90 мест в г. Сыктывкаре».

16. Возможно ли упростить перечень документов при подаче заявлений на субсидию и получении удостоверений многодетных.

Перечень документов на предоставление субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг установлен федеральным законодательством. Министерством организована работа по упрощению порядка повторного назначения субсидии пенсионерам, чтобы исключить необходимость повторно обращаться каждые полгода в органы социальной защиты. При этом условие отсутствия задолженности по оплате не отменяется.

Перечень документов для выдачи удостоверения многодетной семьи регулярно пересматривается с учетом правоприменительной практики, обращений граждан и с учетом новых возможностей межведомственного взаимодействия.

17. В Ижме в 2019 семья стала многодетной, но не получила удостоверение, нет денег на нотариальное оформление.

В настоящее время в перечень документов для выдачи удостоверения многодетной семьи вносятся изменения, в том числе в части исключения требования нотариально заверенного соглашения. Для многодетных семей, в которых воспитываются дети от предыдущих браков родителей, будет достаточно представить простое соглашение о месте жительства ребенка (детей), заключенное в письменной форме между родителями. Данный документ позволит правомерно учитывать детей в составе именно этой многодетной семьи.

18. По экологическому образованию: ОП РК провело мероприятие по реализации Концепции экологического просвещения в РК и плана экологического просвещения в РК на период 2017-2018 года. В рамках встречи выявилось ряд не состыковок в работе ведомств и отсутствие разработанного плана на последующий период. По факту проведения в Ваш адрес было направлено письмо с указанием пробелов и предложений. На какой стадии находится рассмотрение предложений и будут ли они реализованы в ближайшее время? Когда будет сформирован план по работе в области экологического просвещения на 2020-2021 года?

Информация подготовлена Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми

19 ноября 2019 года на базе ГАУДО РК «Республиканский центр экологического образования» (далее - ГУ ДО РК «РЦЭО»), ресурсного центра в сфере дополнительного образования по естественнонаучной направленности, состоялось межведомственное совещание по обсуждению проектов, реализуемых в республике в области экологического образования и просвещения с целью формирования плана реализации «Концепции экологического образования и просвещения населения в Республике Коми на период до 2025 г.» на 2020 год. В совещании приняли участие более 20 представителей из 15 ведомств, учреждений и организаций, в том числе представители Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Центра по ООПТ, Института естественных наук ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина», Сыктывкарского лесного института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт- Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова» (СЛИ).

По итогам совещания принято решение о формировании экспертного совета/рабочей группы по разработке и реализации Плана реализации «Концепции экологического образования и просвещения населения в Республике Коми на период до 2025 г.». В рамках проведенного совещания согласованы кандидатуры совета в количестве 9 человек, представляющих различные ведомства и общественные организации.

В настоящее время в адрес ГУДО РК «РЦЭО» направлены предложения от заинтересованных ведомств и организаций для включения в план реализации «Концепции экологического образования и просвещения населения в Республике Коми на период до 2025 г.» на 2020-2021 гг., ведется работа по формированию плана.

По аналогии с предыдущим планом мероприятий по реализации Концепции на 2018-2019 гг. в рамках принятой «Концепции экологического образования и просвещения населения в Республике Коми на период до 2025 года», утвержденной Распоряжением Правительства Республики Коми от 29 декабря 2016 года №570-р (справочно: реализовано 53 мероприятия по экологическому просвещению школьников и пропаганде бережного отношения к окружающей среде), план реализации «Концепции экологического образования и просвещения населения в Республике Коми на период до 2025 г.» на 2020-2021 гг. планируется утвердить в феврале 2020 года заместителем председателя Правительства Республики Коми, осуществляющим в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам реализации государственной политики в области образования.

Следует отметить, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми реализуются региональные проекты в рамках национального проекта «Экология», в которых предусмотрен проектный принцип с утвержденными паспортами региональных проектов с перечнем мероприятий. Основная задача регионального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развития экологического туризма» - повышение уровня экологического образования и экологической культуры граждан Республики Коми, мероприятия проекта нацелены на достижение указанной задачи. Реализацию ряда мероприятий проекта осуществляет ГАУДО РК «Республиканский центр экологического образования» совместно с муниципальными образовательными организациями.

Справочно:

На уровне дошкольного образования в каждой дошкольной образовательной организации Республики Коми экологическое образование детей осуществляется в рамках образовательной программы дошкольной образовательной организации, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - образовательная программа).

Основными программами экологического образования детей, используемыми дошкольными образовательными организациями, являются «Юный эколог» С.Н. Николаевой и Программа «Наш дом - природа» Н. А. Рыжовой.

Экологическое образование дошкольников осуществляется через образовательные области образовательной программы: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Формирование экологического сознания и экологической культуры у детей осуществляется через основные виды деятельности: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, изобразительная (рисования, лепки, аппликации), музыкальная и двигательная формы активности ребенка.

Охват детей дошкольного возраста экологическим образованием составляет 100% (57744 детей).

На уровне начального общего образования экологическая культура школьников формируется через изучение курса «Окружающий мир». В результате изучения курса выпускники начальной школы заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

В системе общего образования детям предоставлена возможность получить экологическое образование через систему урочной (на уроках биологии и географии) и внеурочной занятости. В каждой общеобразовательной организации Республики Коми реализуется программа воспитания и социализации обучающихся, которая является одним из разделов основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.

В содержательном разделе программы воспитания и социализации обучающихся предусмотрено отдельное направление работы по формированию экологической культуры обучающихся.

В общеобразовательных организациях республики экология как предмет изучается на уровнях основного общего (12 школ) и среднего общего образования (33 школы); как         кружок — в 37 общеобразовательных

организациях; как элективный курс — в 21; как факультатив - в 21.

Ежегодно увеличивается количество учащихся общеобразовательных организаций, занимающихся в кружках, факультативах и клубах Экологической направленности. В школах республики действуют 363 факультатива естественнонаучной направленности, в которых занимались 6484 учащихся.

На постоянной основе получают экологическое образование в сфере дополнительного образования детей 3987 человек, реализуется более 100 дополнительных общеразвивающих программ.

19. В. Путин предложил в своем Послании ежегодно увеличивать количество бюджетных мест в вузах. Причем в приоритетном порядке отдавать эти места в вузы регионов, где не хватает врачей, педагогов, инженеров. Какой механизм будет разработан в Республики Коми по уведомлению федеральных структур в потребностях региона кадров социальной и технических сферах?

Информация подготовлена Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2015 года № 285 утверждены Правила установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - Правила установления КЦП).

В соответствии с пунктом 3 Правил установления КЦП высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют на ежегодной основе предложения по КЦП в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Во исполнение вышеуказанных требований Правил установления КЦП Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми ежегодно, как правило, в октябре текущего года направляет сводные предложения по установлению КЦП на очередной учебный год федеральным образовательным организациям, реализующим образовательные программы высшего образования и расположенным на территории Республики Коми.

При этом следует отметить, что направляемые в Минобрнауки России сводные предложения формируются на основе анализа рынка труда (анализ осуществляет Минтруд РК) и с учетом потребностей экономики Республики Коми в квалифицированных кадрах, стратегических ориентиров развития реального сектора экономики Республики Коми (учет потребностей осуществляет Министерство экономики РК посредством выгрузки данных из Сводного прогноза кадровой потребности предприятий Республики Коми и анализа положений Стратегии социально-экономического развития республики), а также в обязательном порядке согласовываются со всеми отраслевыми органами исполнительной власти Республики Коми.

Таким образом, в Республике Коми механизм по уведомлению федеральных структур о потребности экономики Республики Коми в подготовке кадров социальной и технических сфер сформирован.

Однако следует обратить внимание на тот факт, что Минобрнауки России при установлении федеральным вузам, расположенным на территории Республики Коми, не учитывает сводные предложения по установлению КЦП на очередной учебный год вузам республики, направляемые Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми, в полном объёме.

Так, к примеру, в ноябре 2018 года Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми направило в адрес Минобрнауки России сводные предложения по установлению вузам, расположенным на территории республики КЦП на 2020 - 2021 учебный год в общем объеме 4777 бюджетных мест. Фактически же Минобрнауки России установил трем вузам республики (СГУ имени Питирима Сорокина, УГТУ и СЛИ) 2551 бюджетное место на 2020 - 2021 учебный год, что в 1,8 раза меньше от запрашиваемой потребности.

В том числе по направлениям подготовки педагогов и инженеров:

Укрупненная группа специальностей

Предложение Республики Коми по КЦП

Выделено КЦП

Разница

44.00.00 Педагогическое образование и науки

436

436

0

21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия

35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство

502

 

 

110

300

 

111

-202

 

+1

31.00.00 Клиническая медицина

90

90

0

Что касается, вопроса острой нехватки специалистов (врачей, педагогов, инженеров), то для республики характерна следующая ситуация.

В части подготовки педагогических кадров:

Количество бюджетных мест, устанавливаемых Минобрнауки России для вузов республики, является достаточным и закрывает имеющуюся кадровую потребность организаций Республики Коми.

Так, к примеру, в вузах республики по укрупненной группе специальностей 44.00.00. «Педагогическое образование» обучается 2595 человек. При этом согласно данным Сводного прогноза кадровой потребности организаций Республики Коми потребность в кадрах по данному направлению подготовки на 4-х летний период (2020 - 2023 гг.) составляет 807 мест. В то же время доля трудоустроенных выпускников, закончивших обучение по укрупненной группе специальностей 44.00.00. «Педагогическое образование» ежегодно снижается и составляет не выше 60% от общего числа трудоустроенных.

В части подготовки медицинских кадров:

По укрупненной группе «31.00.00 Клиническая медицина» обучается 599 человек. При этом согласно данным Сводного прогноза кадровой потребности организаций Республики Коми, потребность в кадрах по данному направлению подготовки на 7-и летний период (2020 - 2026 гг.) составляет 220 мест. Показатель трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования по итогам 2018 года составил 58,5%.

В части подготовки инженерных кадров:

По укрупненной группе «21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия» и «35.00.00. Сельское, лесное и рыбное хозяйство» обучается 2371 человек. При этом согласно данным Сводного прогноза кадровой потребности организаций Республики Коми потребность в кадрах по данному направлению подготовки на 6-и летний период (2020 - 2025 гг.) составляет 618 мест. Показатель трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования по итогам 2018 года составил 58,5%.

Следует обратить внимание на то, что на кадровую потребность организаций Республики Коми в сферах добычи углеводородного сырья и лесозаготовки и деревообработки влияет трудовая миграция из других регионов России вахтовым методом.

Учитывая вышеизложенное, в Республике Коми необходимо отраслевым органам исполнительной власти (Министерство экономики Республики Коми, Министерство инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми, Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, Министерство здравоохранения Республики Коми, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми) сосредоточить усилия на разработке комплекса дополнительных стимулирующих мер, направленных на повышение мотивации выпускников вузов к трудоустройству по полученной специальности (учителя, врача, инженера и т.д.) на территории Республики Коми. Предусмотрев, в том числе, следующие меры: выделение квартир для молодых специалистов, единовременные компенсационные выплаты учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек («Земский учитель»), развитие культурной, социальной и бытовой инфраструктуры на селе. А также, особое внимание следует уделить мерам, направленным на улучшение ситуации в миграционном вопросе.

Поделиться в соцсетях