- «Бедствия не являются исключительно злом: наряду с разрушительными и пагубными функциями они играют и конструктивную положительную роль в истории культуры и творческой деятельности людей. Пока люди таковы, каковы они есть, катастрофы являются великими воспитателями человечества» (П.А. Сорокин - выдающийся макросоциолог 20 века)
- «Пандемия коронавируса это хороший тест на эффективность системы государственного управления» (О. В. Гаман-Голутвина - президент Российской ассоциации политической науки, доктор политических наук)
- «Для нас сейчас главное – это люди, их жизнь. Иной выбор для нашего народа неприемлем. Сохраним, сбережём людей. А всё остальное приложится» (В.В.Путин – Президент России)
29 апреля на сайте Общественной палаты республики был опубликован экспертный материал «О государственной политике противодействия распространению новой коронавирусной инфекции и смягчению ее последствий: некоторые идеи к проектированию модели политики, направления и формы ее практической, реализации» подготовленный политологом, кандидатом философских наук, членом Общественного Совета при Государственном Совете РК Владимиром Теребихиным. (https://op11.rkomi.ru/node/240)
В представленном общественности республике экспертном материале отмечалось, что в настоящее время в России и ее регионах в условиях новой кризисной «вирусной реальности» – пандемии новой коронавирусной инфекции, оказывающей многомерное негативное влияние на развитие всех сфер и подсистем общественной жизни, идет процесс формирования основ новой государственной политики в общей структуре, системе государственного управления, Ее структуирование проходит в процессе практической реализации, что называется «прямо с колес». Однако пока эта многомерная и многосубъектная деятельность не имеет номинации и статуса государственной политики. Кроме того, в названиях различных официальных документов федеральных органов государственной власти отмечается отличия в номинации этой деятельности: меры «противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в регионах Российской Федерации», меры «по борьбе с коронавирусной инфекцией», меры «по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции.
При этом эксперт считает, что борьба с коронавирусной инфекцией, или противодействие распространению коронавирусной инфекции является важной, но далеко не исчерпывающей частью государственной политики. Судя по декларируемым целям и задачам правительственных мер, ее содержание шире, чем только «противодействие распространению». Ее важным, составным целевым и содержательным компонентом является деятельность по смягчению комплекса негативных последствий и выход по всем основным социоэкономическим индикаторам, позициям на «доинфекционный» период и начало прорывного развития страны.
На основе изучения политических установок Президента России, деятельности Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов России, институтов гражданского общества в регионах, практики ряда государств по противодействию коронавирусной инфекции, теории и практик государственного управления деятельность по противодействию коронавирусу эксперт предложил номинировать как «государственную политику противодействия распространению новой коронавирусной инфекции и смягчению ее последствий». По мнению эксперта, такая ее номинация и официальный статус, в полной мере соответствует системности предпринимаемых мер органами государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества, (включая и участие ОПРФ, региональных палат) в противодействии пандемии («заразы коронавирусной» (В.Путин), «гибельного поветрия на ны движимаго» (РПЦ, Патриарх Кирилл), а также, масштабности ее распространения по стране, глубине и многомерности ее негативных последствий, прогнозируемому экспертами достаточно длительному периоду ее протекания с возможностью возобновления, длительному последействию и другим объективным основаниям.
В экспертном материале была представлена «Общая структура государственной политики противодействия распространению новой коронавирусной инфекции»: высшая цель и главный, абсолютный приоритет, цели и задачи, принципы управления политикой, система управления, ее основные направления.
Эксперт считает, что ее высшей целью и главным, абсолютным приоритетом данной политики является защита жизни и здоровья людей их безопасности. «Для нас сейчас главное – это люди, их жизнь. Сохраним, сбережём людей. А всё остальное приложится» (В.В.Путин).
Ее целевые задачи: защита здоровья и жизни, безопасности людей; борьба с распространением эпидемии новой коронавирусной инфекции; обеспечение максимально возможной устойчивости экономики, минимизация негативного влияния эпидемии коронавируса, снижение неизбежных социально-экономически потерь – сохранение занятости и доходов граждан, минимально возможной суммы гуманитарных (число жизней) и социоэкономических потерь, максимальное содействие бизнесу из группы риска в консервации издержек на период кризиса при одновременной поддержке населения, потерявшего источники дохода денежными трансфертами, демпфирование негативных последствий новой коронавирусной эпидемии;
Как считает эксперт, одним из значимых компонентов системы управления государственной политики противодействия распространению новой коронавирусной инфекции является определение, утверждение критериев и показателей эффективности государственной политики по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции и смягчения ее последствий.
Эксперт полагает, что при определении высших критериев эффективности этой политики необходимо ориентироваться на следующий комплекс гуманистических политических установок Президента России В.В.Путина, его своеобразный «гуманистический политико-управленческий кодекс»:
- Для нас сейчас главное – это люди, их жизнь. Иной выбор для нашего народа неприемлем. Твёрдо знаю, что так думает, поступает по совести абсолютное большинство из вас. Сохраним, сбережём людей. А всё остальное приложится;
- Реализуя меры по борьбе с эпидемией, нам нельзя забывать, что столь же важно, сохранение рабочих мест и доходов граждан. Это общий приоритет для Правительства, регионов, бизнеса;
- Считаю справедливой следующую формулу: помогать, прежде всего, в первую очередь тем компаниям, которые сохраняют занятость;
- Для каждого из нас самое дорогое – это жизнь, здоровье близких, безопасность родителей и детей;
Совещание с руководителями регионов России, посвящённое противодействию распространению коронавирусной инфекции28 апреля 2020 года//http://kremlin.ru/events/president/news/63288.
- Вы знаете мою позицию, она неизменна. Главное для нас – это жизнь, здоровье, безопасность людей;
- Мы выбрали путь сбережения жизни и здоровья людей и вместе здесь уже многого добились, многое сделали и многое одолели;
- С самого начала мы приняли принципиальное решение помогать, прежде всего, людям, нашим гражданам, которые нуждаются в этой поддержке. Ключевым критерием поддержки бизнеса, системообразующих предприятий также стало сохранение занятости и заработных плат, доходов сотрудников.
- наша главная задача – максимально снизить риски дальнейшего роста безработицы и здесь также сработать на опережение. Ведь квалифицированные кадры, так же как и созидательная энергия самих предпринимателей, – это капитал развития страны. И нам его необходимо сберечь.
Выступление на совещании о санитарно-эпидемиологической обстановке и новых мерах по поддержке граждан и экономики страны.11 мая 2020 года// http://kremlin.ru/events/president/news/63340
Учитывая комплексное влияние новой коронавирусной пандемии на функционирование всех основных сфер и подсистем общественной жизни (гуманитарной, социальной, экономической и общественно-политической, духовной, психологической) для мониторинга и оценки эффективности осуществления «антивирусной политики» эксперт предлагает следующую систему показателей, характеризующих осуществление государственной «антивирусной» политики».
1.Гуманитарные индикаторы, характеризующие распространение «коронавирусной инфекции COVID-19
1.Система показателей эпидемической ситуации по коронавирусной инфекции
- Интегральный индекс уровня пандемии в субъектах РФ и муниципалитетах (как наиболее объективный индикатор эпидемиологической ситуации и эффективности деятельности органов государственной власти и управления, бизнеса и институтов гражданского общества).
- Коэффициенты смертности и летальности (доля смертельных случаев от всех переболевших) «от коронавируса» и «с коронавирусом» (населения в целом, по возрастным категориям, гендерным показателям, городское и сельское население, медицинский персонал, уровни летальности среди госпитализированных, критически больных и др.).
- Показатели активность эпидемического процесса: коэффициенты заболеваемости от инфекции (населения в целом, возрастная структура заболеваемости по категориям, гендерным показателям, городское и сельское население, медицинский персонал, показатели очаговой заболеваемости). Общий уровень заболеваемости в расчёте на 100 тысяч населения (интенсивный показатель). Удельный вес госпитализированных больных от всех зарегистрированных.
- Показатели подтвержденных случаев COVID-19 и подозреваемых случаев.
- Возрастная структура смертности и заболеваемости
- Система абсолютных показателей уровня эпидемиологической ситуации, темпы роста и развития заболевания.
- Показатели охвата тестирования населения. в том числе, количество протестированных в расчете на 100 тыс.населения.
- Показатели функционирования учреждений здравоохранения в период пандемии (в том числе, количество койкомест интенсивной терапии на 100 тысяч человек).
- Система критериев снятия ограничений:
- Первым критерием снятия ограничений является коэффициент распространения коронавируса, который должен быть меньше единицы.
- Второй показатель – количество коек в регионе, 50% из которых должны быть свободны.
- Последним критерием является число тестирований – не менее 70 на 100 тысяч населения.
- Основными показателями являются:
- - Rt-коэффициент распространения инфекции, вычисляемый как среднее количество людей, которых инфицирует один больной до его изоляции,
- наличие свободного коечного фонда для лечения больных COVID-19,
- показатель тестирования на 100 тысяч населения.
- В качестве дополнительных показателей могут рассматриваться: уровень летальности от COVID-19;
- - регистрируемая недельная заболеваемость внебольничными пневмониями (суммарно) в сравнении со среднемноголетним уровнем, рассчитанным за последние 3 года;
- - доля лиц, имеющих иммунитет к COVID-19 среди населения по результатам выборочных исследований.
Основным условием перехода к I этапу является устойчивая тенденция к снижению заболеваемости и отсутствие осложнений санитарно-эпидемиологической обстановки на территории.
- Оцениваются значения следующих основных показателей*:
- - показатель Rt - не должен превышать 1,0;
- - наличие свободного коечного фонда - не менее 50% от нормативной потребности в инфекционных койках;
- - охват тестированием населения методом ПЦР - не менее 70 на 100 тысяч населения в день (рассчитывается как среднее значение за предыдущие 7 дней).
Для перехода ко II этапу оцениваются значения следующих основных
показателей:
- показатель Rt - не должен превышать 0,8;
- наличие свободного коечного фонда - не менее 50% от нормативной потребности в инфекционных койках;
- охват тестированием не менее 90 на 100 тысяч населения в день.
Для перехода к III этапу оцениваются значения следующих основных показателей:
- показатель Rt - не должен превышать 0,5;
- наличие свободного коечного фонда - не менее 50% от нормативной
потребности в инфекционных койках;
- охват тестированием не менее 110 на 100 тысяч населения в день.
(Методические рекомендации MP 3.1.0178-20 "Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения СОVID-19" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 8 мая 2020 г.)
- Типология субъектов, городов и районов (в районах по поселкам и селам) по показателям эпидемиологической ситуации (по интегральному индексу уровня пандемии в субъектах РФ и муниципалитетах)
- Рейтинги РФ в мировых рейтингах по показателям уровня эпидемии, регионов в российских рейтингах, рейтинги муниципалитетов по показателям эпидемиологической ситуации в регионе.
- Система показателей и динамики смертности и заболеваемости в период пандемии
- Система и динамика демографических показателей в период пандемии (рождаемость, браки, разводы)
- Система показателей девиантного поведения в период пандемии (преступность, самоубийства, административные правонарушения порядка изоляции и др.)
- Коэффициенты интенсивности контактов (индекс самоизоляции и его динамика)
2. Социальные индикаторы
- Система и динамика показателей уровня жизни в эпидемический период
- Система и динамика показателей занятости в эпидемический период.
- Система показателей участия бизнеса в социальной поддержке работающих, акциях общественной солидарности, в осуществлении антивирусной политики
3.Экономические индикаторы:
- Рост (падение) производства
- Темпы инфляции
- Цены
4.Общественно-политические индикаторы
- Показатели уровня развития общественной солидарности, в том числе, волонтерского, добровольческого движения.
- Показатели участия институтов гражданского общества в акциях общественной солидарности
- Система показателей уровня обращаемости граждан в органы власти по проблемам последствий пандемии.
- Система протестной активности в период пандемии.
- Общественное мнение о деятельности органов государственной власти в период пандемии.
- Показатели участия СМИ, блогерского сообщества в период пандемии