Экспертное мнение: Общественная палата Республики Коми как важнейший институт общественного управления развитием региона, формирования нового качества гражданского общества: некоторые предложения к проектированию концепции

Опубликовано редактор - чт, 24/12/2020 - 15:01
  • «Общественная палата призвана консолидировать общество, продвигать общие интересы, быть живой и динамичной, открытой площадкой для согласования позиций, вырабатывать и предлагать общенациональную созидательную повестку. Именно такие задачи ставились изначально с момента создания 15 лет назад этого важного и, как время показало, востребованного института».
  • «Быть членом Общественной палаты России – это высокий и почётный статус, но, конечно, его нужно подтверждать, причём постоянно и делом. Вновь и вновь завоёвывать и оправдывать доверие людей, на котором, собственно, и основан реальный авторитет власти в целом, Общественной палаты в частности, её роль в жизни страны».
  • «Главное – чтобы повестка Палаты шла от жизни, от насущных потребностей людей, формировалась исходя из тех жизненных проблем, с которыми люди сталкиваются каждый день.

Президент России В.В. Путин

Как известно, Общественная палата республики провела широкий комплекс мероприятий в рамках XII Гражданского форума «Роль институтов гражданского общества на современном этапе развития Республики Коми».

В общем контексте экспертной работы по проведению мероприятий в рамках гражданского форума, эксперт ГБУ РК Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина и Общественной палаты РК, кандидат философских наук, заслуженный работник Республики Коми Владимир Теребихин подготовил экспертный материал «Общественная палата Республики Коми как важнейший институт общественного управления развитием региона, формирования нового качества гражданского общества: некоторые предложения к проектированию концепции».

]Как полагает эксперт актуальность проектирования и практической реализации концепции обусловлена объективной потребностью дальнейшего повышения эффективности функционирования Общественной палаты и ее роли в решении задач преображения региона, задачами становления палаты эффективным  субъектом регионального управления, «включенности регионального социума в процессы контроля, и управления, формированию нового качества развития некоммерческого сектора как важнейшей цели палаты. При этом, по данным «Рейтинга субъектов РФ по общему уровню и качеству развития некоммерческого сектора», подготовленного ОПРФ за 2020 год, наш регион пока занимает 67 место в общероссийском рейтинге и 10 место среди 11 регионов Северо-Западного федерального округа). (Региональный рейтинг третьего сектора – Регион НКО (raex-a.ru)

Эксперт считает, что проектируемая концепция ОПРК - это интегральная конструкция, «системокомплекс» взаимосвязанных, сущностных компонентов, доминантных начал ее деятельности формулирующих системные представления об общественной палате региона как институте общественного управления регионом и направлениях ее развития, повышения ее роли в решении задач преображения  региона. Это концептуальный документ Общественной палаты РК имеющий многофункциональное предназначение. Он является базовым, основополагающим, внутренним документом перспективного и текущего планирования палаты; источником, основанием для внесения новаций в основные нормативные акты регулирующие деятельность Общественной палаты, разработки новой редакции Закона «Об Общественной палате РК», основой для проектирования рекомендаций гражданского форума РК 

В структуру проекта концепции эксперт включил: обоснование актульности проектирования данного документа, формулировку миссии палаты, систему стратегических целей формирующих и определяющих интегративный образ палаты и удовлетворяющий интересы основных «целеносителей» (населения, институтов гражданского общества, общественных Советов органов исполнительной власти, муниципальных  общественных  палат и других категорий), трактовка  политико-правового статуса палаты и ее места в институциональной подсистеме политической системы региона, систему статусных компонентов-характеристик палаты формирующих ее интегральный образ; систему функций ОПРК; комплекс актуальных политико-управленческих мер и  форм коммуникаций  с властью, гражданским обществом и бизнесом, которые необходимо принять органам государственной власти с участием Палаты и экспертного сообщества, обеспечить их реализацию для повышения роли и значении  палаты в решении задач развития региона, предложения к проектированию критериально – индикативной системы эффективности функционирования палаты (основные критерии и индикаторы эффективности деятельности) и целый ряд других  компонентов.

Учитывая, что основополагающей, доминирующей идеей и консенсусной основой для объединения людей в гражданское общество, независимо от их занимаемого положения, интересов и пристрастий лежит объективное стремление к повышению качества жизни населения; что  повышение качества жизни населения, включая обеспечение прав и свобод граждан, может быть обеспечено лишь при объединении усилий субъектов управления (государство, муниципальная власть) и самих людей, объединенных в институты гражданского общества, что деятельность по улучшению качества жизни и процесс становления гражданского общества находятся в постоянном, диалектическом единстве, эксперт считает, что миссией Общественной палаты Республики Коми является содействие объединению граждан и их институтов для консолидированного, солидарного, «соработничества», консенсусного взаимодействия, ответственного партнерства с органами государственной власти, местного самоуправления и бизнес - сообществом по осуществлению стратегической цели - повышению качества жизни и практической реализации конституционного основоположения социального государства – создания условий для развития человека, как высшей ценности. В экспертном материале для общественного обсуждения приведен ряд и других вариантов формулировок миссии палаты.

Проектируя концепцию ОПРК как «стейкхолдера», важнейшего института общественного управления развитием региона», эксперт считает, что общий, интегральный образ Общественной палаты РК формируется следующим комплексом статусных компонентов-характеристик:

  • Общественная палата, как социальный институт: гуманитарный институт общественного управления; социальный институт учитывающий и выражающий консолидированное мнение организованных гражданских структур по актуальным вопросам государственной и социально-экономической политики: приоритетам законотворческой деятельности, региональным программам и механизмам их реализации; вопросам включения творческого потенциала гражданских инициатив; самостоятельный институт региональной общественно-политической системы обеспечивающий взаимодействие гражданского общества и органов государственной власти; общественный институт, выражающий интересы гражданского общества в регионе; постоянно действующий, независимый институт, обладающий действенным механизмом учета мнений общественности; институт представительства гражданского общества, и содействия развитию гражданского общества; институт властно-общественного диалога, коммуникации власти и общества; институт, осуществляющий общественно-контрольную функцию в сферах правотворчества и правоприменения в целях защиты прав граждан, согласования и учета общественных интересов при формировании и реализации государственной политики; институт формирования и выражения общественного мнения в Республике Коми; институт, обладающий  правозащитным потенциалом и соответствующими полномочиями; «центральный", опорный  институт поддержки гражданского общества республики; институт, созданный для согласования интересов общества и его членов; «институт «народного лоббизма», институт продвижения чаяний граждан и конвертация их интересов в форму законопроекта», институт обеспечивающий смену парадигмы во взаимоотношениях общества и государства — переход к модели партнерства при решении наиболее социально чувствительных проблем (Л.Михеева); институт формирования общественной позицию по наиболее важным вопросам жизнеустройства  региона  и доведения  ее до органов государственной власти  принимающих решения» (Л.Михеева),
  • «центральный институт организованного гражданского общества» (ОПРФ); «институт общественного контроля в достижении национальных целей, содействии реализации национальных проектов», институт сопричастного (демократического) управления развитием республики. 
  • Общественная палата есть форма: правовой институциализации и консолидированного взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества; особая правовая форма взаимодействия общества и власти, форма новой модели диалога общества и власти, новой модели властно-общественного диалога; современная  форма совещательной демократии.
  • .Общественная палата РК - есть центр и орган: «центр независимой, профессиональной экспертизы, в том числе, ключевых законодательных инициатив» (В.В.Путин); публичного права, обеспечивающего взаимодействие граждан и их объединений с органами государственной власти  и органами местного самоуправления; неполитизированный» социально-ориентированный орган территориально-функционального представительства общественных объединений и иных некоммерческих объединений с элементами государственного участия в его формировании и финансирования; общественного контроля; совещательный орган, осуществляющий обсуждение широкого круга общественно значимых проблем и разработку предложений по их решению; специальный орган общественного представительства, представительства институтов гражданского общества; орган региональной общественности, который формирует общественное мнение и создает механизмы для его учета при принятии и реализации государственных решений; связующее звено в отношениях между гражданином и государством, обеспечивающее становление баланса (учет) между интересами власти и народа; ключевой субъект взаимодействия общества и власти,  «орган, который замеряет температуру общества, определяет градус демократии и доверия к власти» (Т.Москалькова)
  • Общественная палата есть легитимная, ведущая площадка: активной коммуникации общества и власти. (В.В.Путин), координации и сотрудничества общественных объединений; партнерства общества  и власти; «для обсуждения различных составляющих общественных интересов всеми заинтересованными сторонами, включая структуры исполнительной власти: (Дискин, ОПРФ); площадка «гражданского диалога». (Доклад ОПРФ 2019)
  • Общественная палата есть форма: создания действенных инструментов обратной связи общества и государства, включения дополнительных механизмов общественного влияния на административную систему, поиска эффективных путей привлечения граждан к реализации государственной политики; центр независимой, профессиональной экспертизы, в том числе, ключевых законодательных инициатив;
  • Общественная палата РК – есть: канал артикуляции общественных интересов, «голос общества»; влияния граждан на власть, «эффективный канал обратной связи» (В.В.Путин), инструмент медиации общества и власти.

В экспертном материале представлена отсутствующая в законе о федеральной и региональной палате «формулировка (трактовка) конституционно - правового статуса палаты и комплекс первоочередных концептуальных и нормативно-правовых актов, которые необходимо разработать.  

Автором изложены рекомендации по повышению эффективности деятельности ОПРК, взаимодействию (коммуникации) Общественной палаты с Главой и  Правительством РК, Госсоветом РК, другими органами государственной власти, местного самоуправления, общественными советами при органах исполнительной власти и муниципальными советами (палатами), институтами гражданского общества, представлены адреса и формы положительного опыта  органов государственной власти субъектов РФ в сфере поддержки гражданского общества и опыта  региональных общественных палат по основному комплексу наиболее значимых направлений, форм и методов деятельности региональной палаты,  изложены предложения к проектированию системы критериев и показателей эффективности функционирования ОПРК.

Эксперт считает, что в соответствии с обновленным  текстом Конституции РФ, в которой записано, что Правительство РФ «осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе, некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики», ОПРК во взаимодействии с Главой  и Правительством РК, Государственным Советом РК рекомендуется продолжить работу по формированию  современной концептуальной и политико-правовой основы для создания условий эффективного функционирования Общественной палаты РК и гражданского общества в целом. С этой целью Общественной палате республики необходимо инициировать проектирование и последующего принятия следующего комплекса концепций, законов, Указов Главы РК, стратегий и программ:

  • Закон РК «О взаимодействии органов государственной власти Республики Коми и  институтов гражданского общества»;
  • внесение изменений в Закон Республики Коми от 03.03.2017 г. N 17-РЗ "О вопросах организации и деятельности Общественной палаты Республики Коми» или подготовку новой редакции Закона Республики Коми «Об Общественной палате Республики Коми»
  • Закон РК «Об общественных советах при органах государственной власти Республики Коми»  (опыт субъектов РФ, (пример, Калининградской области);
  • Закон РК «О государственной поддержке социально-ориентированных некоммерческих  организациях в Республике Коми»;
  • Закон РК «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления»; 
  • Проект концепции Закона РК «Об общественной палате муниципального образования в Республике Коми» и внести его на общественное обсуждение и в Общественную палату РФ. 
  • Возродить закон РК «О согласованном уровне жизни и контроле его обеспечения» (одним из субъектов реализации данного закона является Общественная палата Республики Коми);
  • Указ Главы РК «Об открытом отборе кандидатов для утверждения членами ОПРК Главой РК»;
  • Стратегию развития институтов гражданского общества в  Республике Коми на период до 2035 года;
  • Региональная программа «Государственная поддержка гражданских инициатив общественных объединений  в Республике Коми на 2020 - 2024 годы»; 
  • Концепция государственной поддержки и развития гражданского общества, повышения активности и эффективности общественного участия в  преображении Республики Коми;
  • Концепция гражданского форума Республики Коми;
  • Концепция  гражданского образования в Республике Коми; 
  • Концепция  стратегии формирования солидарного общества в Республике Коми;
  • Концепция и программа  информационной  политики Общественной палаты РК.

Эксперт полагает, что представляемые для экспертного обсуждения предложения к проектированию концепции ОПРК, являются лишь первоначальной попыткой сформулировать некоторые компоненты – конституенты концепции Общественной палаты Республики Коми на основе изучения опыта ее деятельности, а также, итогов анализа функционирования региональных общественных палат, изучения опыта законодательного регулирования и правоприменительной практики, материалов статей и публикаций по вопросам деятельности общественных палат в субъектах Российской Федерации, основных положений докладов Общественной палаты РФ о состоянии гражданского общества в РФ, других программных документов федеральной палаты, а также, политических установок Президента РФ – инициатора создания Общественной палаты о роли и значении этого важнейшего социального института, его целях и задачах в преображении страны и ее регионов.

В полном объеме с экспертным материалом можно познакомиться по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/rLLZ/3oAsXnyDd

Поделиться в соцсетях