Региональный оператор ответил на вопросы предпринимателей Республики Коми

Дата публикации: ср, 27/01/2021 - 12:33

В Общественной палате Республике Коми состоялась прямая линия на тему: «Исполнение обязательств по договорам РО ООО «Региональный оператор Севера» и бизнес-сообщества по оказанию услуг обращения с ТКО», в рамках которой руководитель Регоператора Дмитрий Поповцев отвечал на вопросы предпринимателей.

Большая часть вопросов поступила накануне, а остальные жители направляли прямо во время онлайн-трансляции в группе ОП РК в соцсети «ВКонтакте». На некоторые из них удалось ответить во время прямой линии.

Общественная палата Республики Коми публикует ответы Регионального оператора, которые не были озвучены, а также на те, что поступили заранее (авторская орфография сохранена):

Вопрос: Малые предприятия (особенно микро) столкнулись с такой проблемой: количество ТКО рассчитанное по нормативам в разы, а то и в десятки раз превышает количество ТКО которое образуется на предприятии. Регистрировать свой контейнер нет смысла, так как по нормам вывозить мусор с него должны раз в 1-2 дня, а он не заполнится и за месяц. Пример: площадь магазина большая 600кв. метров, работают в магазине 3 человека, упаковка сдается на вторсырье. По факту объем накапливаемого ТКО не превышает 0,2 куб. метра в месяц, ну если мы соберем мусор у соседей 0,5 куб. метра, а по нормам расчета с метра площади почти 14 куб. метра. Получается предприятие должно заплатить вам сумму в 70 раз большую чем вы вывозите мусора по факту. Как нам быть? Мы не можем платить такие суммы за не оказанную услугу. Согласитесь, мы вынуждены платить за не вывезенные ТКО! Как быть микро предприятиям попавшим в такую ситуацию? Есть ли возможность решить эту проблему? Может провести мониторинг накопления ТКО? Министерство Жилищного Хозяйства и Тарифов Республики Коми рекомендует договариваться с Оператором или решать вопрос через суд! Неужели обращаться в суды? Микробизнесу и так сейчас тяжело, надо теперь платить юристам за судебные тяжбы?

Ответ Регионального оператора: Подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем, исходя из:

- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Законодательством об обращении с ТКО установлены определенные случаи, когда коммерческий учет ТКО производится исходя из нормативов накопления ТКО или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО. Коммерческий учет ТКО в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Постановления №505 (исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления) осуществляется только при раздельном накоплении ТКО. Данная позиция неоднократно поддерживалась судебной практикой и в частности отражена в постановлениях Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.12.2019 по делу А17-7067/2018; от 19.03.2020 по делу А29-3186/2019, постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 14.02.2020 по делу №А36-14425/2018, определении Верховного Суда Российской Федерации №304-ЭС20-7148.

На основании вышеизложенного, расчет объема образования ТКО в договорах с потребителем с 01.01.2021 г. был изменен и произведён исходя из нормативов накопления ТКО.

В данном случае расчетными единицами для договора является площадь магазина. Утвержденный норматив МинЖКХ – 0,28 м.куб. на 1 кв.м.

Оплата по фактическим объемам возможна только в соответствии с Правилами коммерческого учета ТКО только при наличии у потребителя раздельного накопления.

Потребителю необходимо зарегистрировать КП для раздельного накопления в соответствии с требованиями Постановления Правительства РК №302 и Правил благоустройства мест накопления ТКО (Постановления Правительства РФ №1039). Далее РО проведет осмотр КП и направит соответствующее уведомление в ОМС. Далее ОМС вносит данную КП в реестр мест накопления и потребитель направляет заявку в РО о заключении договора с применением способа коммерческого учета исходя из количества и объема контейнера для смешанных отходов.

Так как РО осуществляет контроль за раздельным накоплением, то ключевым условием соблюдения требований природоохранного законодательства является необходимость доказать факт того, что содержимое из контейнеров для сортированных отходов действительно достигло своей цели: транспортировано на объект обработки, утилизации, за пределы РК.

С точки зрения определения количество ТКО по различным категориям потребителей, РО еще в мае 2020 г. внесены предложения в Правительство РК о дифференциации нормативов накопления ТКО в зависимости от назначения объекта. В отношении магазинов это означает, что нормативы должны отличаться по признаку: продуктовый, непродовольственные, супермаркет, ювелирные, мебельные. Замеры отходообразования проводятся 1 раз в сезон в течение 7 дней. Мин ЖКХ сейчас такие замеры уже делает совместно с РО.

Вопрос: Группа предприятий осуществляет деятельность на одной территории. Складирование мусора указанными предприятиями осуществляется на одну контейнерную площадку, расположенную на той же территории. Данная контейнерная площадка включена в реестр МО ГО «Сыктывкар», при этом при согласовании в заявке был указан перечень предприятий осуществляющих складирование мусора. Вопрос следующий: Каким образом будет заключаться договор с региональным опертором с учетом складирования мусора на одну контейнерную площадку несколькими предприятиями?

Ответ Регионального оператора: С точки зрения соблюдения требований к правилам благоустройства и САНПИН, требований к порядку сбора ТКО установка и регистрация собственного контейнера необходима. В первую очередь это относится к объектам торговли продуктами питания и общепиту. Кроме того, если магазин находиться в МКД, то УК или ТСЖ или орган местного самоуправления должны предусмотреть необходимое количество контейнеров для обслуживания не только жильцов, но и юридических лиц. Расчет количества контейнеров должен осуществляться исходя из нормативного объема отходообразования.

Если группа источников ТКО использует одну КП, то это допустимо. При этом данная площадка должна быть зарегистрирована в ОМС, в реестре должна быть привязка каждого юридического лица к этой КП. Если КП не в реестре, то для заключения договора и привязки этой площадки к объекту  необходимо предоставить согласие собственника КП на ее использование другими юридическими лицами. Однако, речь идет только об использовании площадки накопления, а не о применении коммерческого учета исходя из количества  и объема контейнеров, что возможно только при организации потребителем раздельного накопления в соответствии с установленным порядком. При этом необходимо также предусмотреть необходимое количество контейнеров в целях недопущения их переполнения.

Вопрос: Предпринимателями района установлены контейнера, обустроены площадки, для того, чтобы оплату производить по фактическим объемам (иногда это 1/3 или ½ контейнера). Каков порядок начисления платежей за вывоз ТКО в настоящее время?

Ответ Регионального оператора: Расчет объема образования ТКО в договорах с потребителем производится по нормативу в отсутствие раздельного накопления в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Коми. Применение коммерческого учета по договору исходя из количества и объема контейнеров возможно только при организации раздельного накопления ТКО (Постановление Правительства РФ №505).

Вопрос: 1. Если в квартире нет постоянно или временно проживающих, начисляется ли плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО? Возможен ли перерасчет? 2. Будет ли внедряться в дальнейшем раздельный сбор мусора? 3. Как планируют осуществлять в дальнейшем вывоз ТКО  с труднодоступных населенных пунктов где оборудованы (будут оборудованы)  контейнерные площадки?

Ответ Регионального оператора: 1. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении  объём коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения (п. 148.36 ПП РФ № 354).

В том случае, когда потребитель временно отсутствует в жилом помещении, он вправе потребовать перерасчета платы за ТКО. Потребитель считается временно не проживающим в жилом помещении, если он отсутствует более 5 календарных дней подряд (пункт 148(44) Правил № 354).

Перерасчёт платы за ТКО ввиду постоянного или временного отсутствия потребителя, производится строго в заявительном порядке. Обязанность по подтверждению факта постоянного или временного отсутствия потребителя в жилом помещении лежит исключительно на собственнике такого помещения.

Собственник жилого помещения или потребитель услуги должен обратиться к исполнителю по ТКО с заявлением о перерасчете с указанием фамилии, имени и отчества каждого отсутствующего потребителя, дня начала и окончания периода их временного отсутствия. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие факт и период такого отсутствия.

В качестве таких документов, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:

Заявление на перерасчет платы за ТКО подается исполнителю либо до начала временного отсутствия, либо после окончания периода отсутствия, но не позднее 30 дней после возвращения (пункт 91 Правил № 354). Перерасчет можно сделать за период отсутствия не более чем 6 месяцев, с последующим продлением еще на 6 месяцев.

 Перерасчет размера платы осуществляется в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя. Результаты перерасчета отражаются в очередном платежном документе (в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия), либо в платежных документах, формируемых исполнителем в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия).

2. Раздельный сбор уже внедряется на территории. Действующие нормы Постановление Правительства РК №302 определяют 5 контейнеров с различной цветовой индикацией. Сейчас РО реализует пилотный проект по г.Сыктывкару и Ухте в отношении МКД по дуальному раздельному сбору.

3. Главная проблема вывоза из труднодоступных районов– организация мест временного накопления ТКО для накопления отходов до момента возможности вывоза. Данный вопрос РО ставился неоднократно. В тарифах РО эти затраты не предусмотрены. Ключевая проблема – это выделение земельных участков для обустройства таких площадок. За организацию площадок временного накопления отвечают органы местного самоуправления.

Вопрос: Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз. – При этом, в соответствии с положениями статьи 8 Закона N 89-ФЗ с 1 января 2019 г. органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Практически, доказать что ТКО выпало при погрузке невозможно. Кроме того, при погрузке ТКО зачастую происходит повреждение техникой РО контейнеров, ограждений и асфальтового покрытия возле площадки. При обращении к РО о выполнении мероприятий по восстановлению поврежденного имущества, ОМС получает отказ с ссылкой на тариф и обязанности.

Данная ситуация приводит к неудовлетворительному состоянию контейнерных площадок, нарушению санитарных норм и напряженной социальной обстановке на территории муниципального образования.

Ответ Регионального оператора: Причин, по которым при погрузке в транспортное средство происходит просыпание отходов несколько.

  1. Как правило это переполненность контейнеров и бункеров – выше верхней кромки. Данная ситуация показатель того, что количество мусоросборников не отвечает требованиям НПА, их не достаточно.
  2. Неудовлетворительное состояние контейнеров (без дна, с порванными швами, мятые стенки).

Вопрос обустройства, создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) входит в сферу деятельности органов местного самоуправления, т.к. в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах и производства» создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, относится к полномочиям органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения согласно требованиям правил благоустройства такого МО, требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением N 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. 

Из комплексного анализа законодательства Российской Федерации следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений многоквартирных домов или лицах, осуществляющих управление многоквартирными домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.

  1. Если все-таки просыпание ТКО при погрузке произошло по вине РО, в штате имеются грузчики, которые произведут необходимую уборку территории. Персонал РО проинструктирован о необходимости выполнения таких работ. Тем не менее, во всех муниципальных образованиях РО производит уборку мест накопления после погрузки вне зависимости от того, по чъей вине ТКО оказалось вне контейнеров и бункеров.

Вопрос: 1. В какой период (какого числа) будут приведены в соответствие согласно технических характеристик транспортные средства Оператора по транспортированию ТКО на территории МО ГО «Усинск» (ООО «Санбытсервис плюс»), а именно когда будут срезаны нарощенные борты кузова на Самосвалах транспортирующих ТКО, исключив тем самым нарушение Постановления Правительства РФ от 06.06.2016г. № 505, нарушение территориальной схемы РК (в части определения объема (м3) ТКО, при определении плотности ТКО по соотношению к массе). 2. Кто несет ответственность за указанные (проставленные) объемы мусора в маршрутных листах транспортировщика ТКО, Региональный оператор или Оператор по транспортированию?

Ответ Регионального оператора: 1. Согласно заключенным договорам с перевозчиками и полигонами, стороны в течение января-февраля организуют замеры вместимости транспортных средств и одновременно показатель плотности ТКО. Это необходимо для правильного определения:

- количества транспортируемого ТКО перевозчиком

- определения массы размещенных ТКО на полигоне при отсутствии средства измерения расчетным путем согласно требованиям 505 Постановления.

Позиция РО полностью соответствует требованиям коммерческого учета: учет количества ТКО в отношении полигонов должен вестись только по массе. Для этого, во избежание разногласий полигон должен обеспечить весовой контроль.

Наличие нарощенных бортов никак не влияет на измерение массы при наличии весов. Все транспортные средства будут замерены с учетом фактической вместимости для определения объема ТКО транспортируемого перевозчиком.

Согласно договора с оператором по транспортированию ТКО, оператор должен вести маршрутный журнал по форме утвержденной Мин ЖКХ РК. Данный документ фиксирует объем и массу транспортируемых и выгруженных на полигон отходов по каждой машине. РО ежемесячно делает сверку объемов с использованием системы ГЛОНАСС и базы мест накопления из договоров.

Вопрос: Организация места накопления для субъектов СМП. Замеры для установления нормативов накопления ТКО на территории Воркуты. Отказ регионального оператора заключать договор по факту.

Ответ Регионального оператора: По вопросу №1 – компетенция Администрация МО ГО «Воркута»

По вопросу №2 – компетенция Министерства ЖКХ и тарифов

По вопросу №3. Расчет объема образования ТКО в договорах с потребителем производится по нормативу в отсутствие раздельного накопления в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Коми. Применение коммерческого учета по договору исходя из количества и объема контейнеров возможно только при организации раздельного накопления ТКО (Постановление Правительства РФ №505).

Вопрос: В поселке Кожва недалеко от щебеночного завода из года в год увеличивается несанкционированная свалка. Кто должен ее убирать?

Ответ Регионального оператора: В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

- уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

- уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

 Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Вопрос: Можно ли ввести закон о возможности использования только прозрачных ПЭТ-бутылок (бесцветный ПЭТ лучше всего перерабатывается)?

Ответ Регионального оператора: Вопрос не в компетенции Регионального оператора.

Вопрос: Необходимо внедрять повсеместно Раздельный Сбор Отходов и отказываться от не перерабатываемой упаковки (тем более есть альтернатива). Площадки должный быть в каждом дворе, и не 2 компонентный, а мин 3.  Люди готовы разделять. Нужна инфраструктура и дифференцированный платеж.

Ответ Регионального оператора: Региональный оператор поддерживает общественную инициативу повсеместного перехода на раздельное накопление. Тем, не менее, действующие нормативно-правовые акты, нормативы и тарифы не мотивируют предпринимателей, органы местного самоуправления и население переходить на раздельный сбор.

Вопрос: За счет увеличения вместимости кузова уменьшается количество рейсов, а тариф закладывается с заводским объемом кузова.

Ответ Регионального оператора: Расходы регионального оператора корректируются на очередной период регулирования тарифов с учетом фактически понесенных расходов.

С учетом недостаточности контейнеров и контейнерных площадок на территории муниципальных образований увеличение объема кузова позволяет осуществлять вывоз ТКО с большей периодичностью в отношении конкретного места накопления нежели установлено САНПИН.

Вопрос: Норматив - это путь в никуда! Ведь понятно же на практике. По факту платить за реальные объемы, а не придуманные с потолка.

Ответ Регионального оператора: Расчет объема образования ТКО в договорах с потребителем производится по нормативу в отсутствие раздельного накопления в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Коми. Применение коммерческого учета по договору исходя из количества и объема контейнеров возможно только при организации раздельного накопления ТКО (Постановление Правительства РФ №505).

Вопрос: Сделайте дифференцированные тарифы и берите за вывоз мусора за фактически вывезенный мусор на свалку. Пластик, бумагу и стекло мы сортируем сами и можем утилизировать сами!

Ответ Регионального оператора: Потребитель имеет право организовать раздельное накопление ТКО в соответствие с утвержденным порядком сбора ТКО на территории РК (Постановление Правительства РК №302). Вопрос тарифообразования находится в компетенции Комитета Республики Коми по тарифам.

Поделиться в соцсетях