Экспертное мнение: О некоторых аспектах актуализации и обновлении стратегии развития республики: предложения эксперта

Опубликовано редактор - пт, 19/02/2021 - 11:52

Как известно, по инициативе и личном участии Главы РК, профессора В.В.Уйбы в регионе началась активная проектная работа по обновлению, актуализации стратегии социально-экономического развития республики на период до 2035 года во взаимодействии с депутатским и экспертным сообществом, муниципальными образованиями, гражданским обществом. 

Эксперт Общественной палаты Республики Коми и ГБУ Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина, кандидат философских наук, политолог, государственный советник РК  Владимир Теребихин, в  контексте и  рамках общей проектной деятельности по обновлению принятой в 2019 году стратегии,  подготовил  экспертный материал «О некоторых аспектах обновлении и актуализации стратегии развития республики»

Эксперт считает, что актуальность обновления стратегии имеет комплекс причин,  включая необходимость разработки управленческих мер по демпфированию прогнозируемых стратегических, перспективных и ситуационных проблем, угроз и вызовов развитию региона, обеспечению выхода республики в режим устойчивого, стабильного, цивилизованного, человекоориентированого развития.       

В представляемом для общественного обсуждения материале, эксперт предлагает  внести  ряд  новелл в содержательный и  структурный  дизайн стратегии.

Во-первых, эксперт рекомендует внести изменения в номинацию стратегии. Как известно она официально номинируется как «Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года». При этом из курса политологии, известно, что  региональный социум  состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности. Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни общественной жизни: социальная, экономическая, политическая и духовная. И все сферы тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Эксперт обращает внимание на то, что   официальное определение стратегии, а, следовательно, и ее содержание и структура  предполагают, делают акцент на развитие  лишь двух сфер из четырех. Исходя из этого, эксперт е рекомендует внести изменения и в формулировку стратегии и соответствующие дополнения в структуру и в содержание стратегического документа.

Эксперт считает, что стратегия, рассчитанная на период до 2035 года, имеющая длительный лаг реализации, должна номинироваться как «Стратегия развития Республики Коми - 2035», (или «Стратегии преображения Республики Коми – 2035»)   включающая развитие всех взаимосвязанных и взаимозависимых сфер и подсистем общественной жизни региона. 

Предлагаемая экспертом для номинации стратегии категория «преображение» рассматривается  автором  как интегральная категория, синтезирующую всю гамму многообразных, форм, процессов и векторов преображающего развития: пре(про)образование, возрождение, прогресс, реновация, гармонизация, инновация, модернизация, обеспечивающих  преображающее сочетанное, кумулятивное, позитивное воздействие всей совокупности процессов развития на создание условий преображения региона к 2035 году. «Преображение» -  по оценке  выдающегося российского мыслителя Святейшего Патриарха Кирилла  -  «это не просто изменение. Это изменение, которое обеспечивает движение вверх — личности, общества, государства, народа». Как считает эксперт, именно понятие «преображение региона» в полной мере  соответствует  содержанию стратегических целей, заложенных в стратегии, отвечает интересам  населения республики. Республика объективно нуждается в преображении. 

Эксперт отмечает, что в стратегии отсутствует раздел «Развитие политической системы  республики», которая  должна являться и объектом реализации стратегии и субъектом управления стратегией. В основном документе стратегического планирования  не сформулированы цели, задачи, инструменты, механизмы стратегии развития политической системы: органов исполнительной власти, высшего законодательного органа власти, в том числе, повышения эффективности деятельности Правительства РК, других органов исполнительной власти, государственных учреждений, повышения эффективности деятельности Государственного Совета РК, судебной системы региона, органов местного самоуправления.

Эксперт отмечает, что не определена роль Государственного Совета в осуществлении и управлении стратегией.   Этот важнейший институт государственной власти не является в стратегии ни ее объектом, ни субъектом. В системе регионального стратегического планирования и управления отсутствует также и стратегия повышения эффективности функционирования региональной легислатуры, реализации ее основных конституционных функций: законодательной, представительной и контрольной, система критериев и показателей эффективности в отличии от института Главы и Правительства РК - высшего органа исполнительной власти. Госсовет пока ориентируется лишь на краткосрочное, оперативное, текущее годовое  планирование.    

Судя по содержанию стратегии, основными институтами ее реализации являются  только Правительство РК  и органы исполнительной власти.

Эксперт отмечает, что одним из содержательных и структурных недостатков стратегии является отсутствие в ней  системы  общественного участия, общественного управления стратегией. В качестве объектов и субъектов реализации стратегии не включены: Общественная  палата РК, ОНФ, общественные советы органов государственной власти, как  общественно-государственные институты общественного управления регионом, муниципальные общественные советы, ОНФ, ТОСы, институты медийного сообщества, другие институты гражданского общества, научное и экспертное  сообщество. В стратегии отсутствует соответствующий  раздел. При этом как считают эксперты «расширение возможностей общественного участия в механизмы развития страной позволит обеспечить эффективные процессы стратегического целеполагания в стране» (В.Лепский)

Для проектирования данного раздела, в  соответствии  с  обновленным  текстом  Конституции, в которой записано, что Правительство РФ «осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе, некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики»  эксперт рекомендует включить в стратегию разработку и принятие  следующих  концептуальных и правовых документов:

  • Закон РК «О взаимодействии органов государственной власти Республики Коми и  институтов гражданского общества»;
  • Закон РК «Об общественных советах при органах государственной власти Республики Коми»  (опыт субъектов РФ, например, Калининградской области);
  • Закон «О государственной поддержке социально-ориентированных некоммерческих организациях в Республике Коми»
  • Закон РК «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления» (принят в ряде субъектов РФ, например в Архангельской области) http://docs.cntd.ru/document/462601540, в Самарской области                               http://docs.cntd.ru/document/553391346, в Иркутской области и других субъектах)
  • Концепцию государственной поддержки и развития гражданского  общества,  повышения активности и эффективности общественного участия в  преображении Республики Коми.
  • Концепцию  стратегии формирования солидарного общества в Республике Коми.
  • Стратегию развития институтов гражданского общества в  Республике Коми на период до 2035 года», а также, разработку и принятие региональной программы «Государственная поддержка гражданских инициатив общественных объединений  в Республике Коми на 2020 - 2024 годы».

Для проектирования  данной стратегии можно использовать опыт ряда регионов России, имеющих в правовом пространстве подобные документы (например, «Стратегия развития гражданского общества в Томской области», государственная программа Краснодарского края "Региональная политика и развитие гражданского общества." В «Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа до 2030 года» есть раздел «Гражданское общество»,

Стратегия развития гражданского общества должна представлять  собой систему согласованных действий субъектов гражданского общества и органов власти на среднесрочную перспективу. Наличие Стратегии позволит более четко планировать финансовые и организационные ресурсы всех субъектов, ответственных за ее реализацию, осуществлять контроль за их использованием и оценивать прогресс в достижении поставленных целей. Стратегия предполагает переход от приоритета роста некоммерческого сектора к приоритету его развития, от концепта государственной поддержки к концепту социально-экономической результативности.

 

Эксперт отмечает, что сущностным элементом  стратегии является  комплекс  ценностно- идеологических  ориентиров преображения  региона включающий: миссию региона, стратегические цели, интегральные  образов  развития региона к 2035 году.

В стратегии эти компоненты в той или иной степени представлены. Но, с целью  совершенствования и актуализации их формулировок, автором предлагается ряд вариантов  трактовок миссии,  стратегических целей и  интегральных  образов региона к 2035 году.

Важнейшим компонентом, концептуальной идеей стратегического видения, регионального стратегического управления является определение (установление) миссии региона, как высшего предназначения региона с позиции населяющих его людей; историческая роль, которую играет регион в судьбе России, как интегрального заявления о намерениях основных «целеносителей» региона,  как смысла существования республики, ее инновационного будущего. Миссия призвана объединить и выступить интегрирующей основой эффективного взаимодействия населения, бизнеса, органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества в создании наилучших условий для жизнедеятельности на территории Республики Коми. Миссия призвана  обеспечить согласие всех слоев общества, бизнеса и государственной власти относительно фундаментальных основ и системы ценностей региона, обозначить интегральную идею развития региона, способную консолидировать всех участников во имя ее достижения.

Предлагаются следующие первоначальные проектные предложения к вариантам формулировок  миссии «вовне» и миссии «вовнутрь».

Варианты формулировок миссии региона «вовне»:

  • Республика Коми -  транспортно – логистический центр Европейского Севера и форпост Арктической зоны России, участвует в государственной северной, арктической политике -  политике нового цивилизационного, комплексного  обживания» и  преображения Севера,  освоения Арктики,  в  формировании природно-ресурсных баз  национальной экономики России
  •  Республика Коми, как один из финно-угорских регионов России и мира,  являясь признанным субъектом и центром финно-угорского движения в России, содействует развитию потенциала финно-угорского сотрудничества в социально-экономической, научной и этнокультурной сферах общественной жизни и, тем самым, способствует гармонизации межрегиональных и международных отношений  России; 
  • Республика Коми, как один из регионов Северо-Западного федерального округа   обеспечивает  интеграцию региона в социально-экономическое , политическое и социокультурное пространство СЗФО и Российской Федерации, развивает  и  укрепляет социоэкономические  связи с другими субъектами Российской Федерации, для обеспечения высших стратегических целей Республики Коми, Северо-Западного федерального округа и  Российской Федерации в целом.

   

Варианты формулировки миссии региона «вовнутрь»:

  • Миссия Республики Коми  состоит в построении и эффективном функционировании региональной социо-экономико-гуманистической системы инновационного будущего целеориентированной,  в соответствии с Конституциями России и Республики Коми, на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развития человека как высшей ценности;
  • Миссия Республики Коми состоит в создании для жителей региона одного из лучших среди северных регионов России стандартов качества жизни, социального благополучия и экономической среды на основе повышения эффективности и сбалансированности функционирования экономической, социальной, гуманитарной и политической сфер общественной жизни;        
  • «Миссия Республики Коми: это регион новых возможностей, где каждый его житель, оставаясь на своей земле, может создавать и расширять свою семью, качественно решать вопросы сохранения своего здоровья, реализовывать свой трудовой и духовный потенциал, при этом уверенно чувствовать себя под защитой государства».
  • Миссия Республики Коми заключается в создании комфортной среды проживания и приближения стандартов качества жизни, показателей развития человеческого потенциала к уровню лучших северных регионов России, Северо-Западного федерального округа и, в долгосрочной перспективе, к стандартам качества жизни  населения  стран  северной Европы и  стран финно-угорского мира.
  • Миссия Республики Коми состоит в том, чтобы обеспечить статус одного из лучших регионов в Северо – Западном федеральном округе  по основным индикаторам качества жизни и  качества «качеств населения», и  превратиться в территорию  наиболее  комфортную для проживания, труда и отдыха населения,  территорию  высокого и повышающегося качества жизни для нынешних и будущих поколений на основе социоинновационного, устойчивого умного и справедливого пространственного развития,  формирования новой инновационной промышленности производящей продукцию «первого и второго поколения» и системы привлечения инвестиций, способствующей внедрению достижений науки и инноваций в производство;
  • Миссия РК может быть определена, как миссия региона, реализующего, в целях повышения качества жизни населения, стратегию  развития, превращения полиресурсного природного богатства республики (земля, недра, леса) в источник благосостояния ее жителей;

Достижение миссии предопределяется и детерминируется основными  стратегическими целями региона, которые формулируют интегральный образ инновационного желаемого будущего  и пути его достижения.

Исходя из человекоориентированных основоположений Конституции РФ,  Конституции РК и гуманистических  политический установок Президента России В.В.Путина :

  • «Человек -  цель и миссия развития»;
  • «Развитие человека – это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе – наш абсолютный национальный приоритет";
  • «Смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России»

Эксперт считает, что  в  формулировке  высшей стратегической цели  необходимо отразить, что «главной ценностью стратегии преображения региона является - Человек, его развитие, всесторонняя реализация человеческого потенциала: творческого, духовного и интеллектуального и др..

  • Развитие человека через развитие сфер обеспечивающих формирование, накопление и личностную реализацию человеческого потенциала на высоком качественном уровне; создание благоприятных условий для его развития и процветания, максимальной реализации потенциала человека, формирование высокого уровня материального благосостояния населения региона, обеспечение продолжительной здоровой и активной жизни населения, обеспечение условий для раскрытия потенциала, развития и личностной самореализации каждого из жителей региона в течение всей жизни, создание привлекательных условий для качественного демографического развития; повышение уровня рождаемости и снижение уровня смертности, повышение уровня вовлеченности жителей в общественную деятельность и принятие управленческих решений, формирование солидарного  гражданского общества.
  • Экономическое развитие, в рамках которого человек может достичь высокого уровня жизни и благосостояния, а также профессиональной реализации;
  • Пространственное развитие для комфортного и безопасного проживания человека:

снижение внутрирегиональной социально-экономической дифференциации; сохранение и устойчивое развитие сельских и неурбанизированных территорий;  сбалансированное освоение природных ресурсов при условии восстановления и сохранения уникальной экосистемы региона для будущих поколений;  формирование комфортной и безопасной среды; совершенствование институциональной территориальной структуры;

Стратегические цели:

  • Обеспечить высокий уровень  материального и духовного благополучия, пространство для всестороннего, гармоничного  развития и самореализации каждого жителя региона,
  •  Обеспечить выдвижение   региона в  лидеры среди северных  регионов Российской Федерации по уровню и темпам повышения качества жизни населения, обеспечение  современных стандартов материального и духовного благополучия  на основе  сбалансированного развития  всех сфер и подсистем жизнедеятельности регионального социума, интенсивного использования конкурентных «возможностей – преимуществ» региона, индустриальной диверсификации,   реализации  эффективной промышленной политики, нацеленной на  развитие  традиционных  и  создание инновационных отраслей экономики с высокой степенью переработки, эффективном, умном, демократически ориентированным государственном управлении и местном самоуправлении,  политической и социальной стабильности общества и функционирования бизнеса.

Видение экспертом некоторых «сферных образов- перспектив» инновационного будущего состояния региона:  

  • Республика Коми к 2035 году – системно развивающаяся территория, территория, где обеспечивается триалектическое единство гуманитарного, политического, социально-экономического  развития, осуществляются процессы «интегративной вторичной модернизации» (Н.И.Лапин).
  • Республика Коми -  регион, в котором  органами государственной власти и местного самоуправления  осуществляется системная работа по созданию условий для  развития человека, как высшей ценности, «меры всех вещей», на основе эффективной, системной гуманитарной политики, развития культуры, образования, здравоохранения, политики здорового образа жизни, заботы о молодежи и старшем поколении, преемственности и солидарности поколений,  повышения качества и уровня  жизни, улучшения условий труда, укрепления института семьи, интеллектуализации и духовно-нравственного развития и воспитания населения;  регион, в котором реализуются принципы социальной справедливости, социального гуманизма, социальной сплоченности.
  • Республика Коми к 2035 году – территория  привлекательная для жизни и ведения бизнеса, создающая условия для гармоничного развития человека и устойчивого роста экономики, опирающаяся на интеграцию научно-образовательного потенциала и эффективной бизнес-среды.

 

  •  Республика Коми – гуманитарно-успешный, человеко-ориентированный регион; регион, в котором целевым вектором интегративного стратегического развития является человеческое счастье; регион, в котором, органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляется системная работа по созданию условий для развития человека, как высшей ценности, «меры всех вещей» на основе реализации системной региональной гуманитарной макрополитики (антропополитики); регион, в котором реализуются принципы социальной справедливости, социогуманизма, преемственности поколений, солидарности, социальной сплоченности, обеспечивается сохранение культурного разнообразия и поддержка межкультурного диалога, гражданский мир, межнациональное и межконфессиональное согласие, реализация конституционных прав и свобод граждан, их активное участие в государственном управлении и местном самоуправлении на основе  использования инновационных политических и гуманитарных технологий, в том числе, технологий государственного и муниципального  цифрового  управления, электронной демократии. 
  • Республика Коми - субъект Российской Федерации, в котором созданы  благоприятные общественно - политические условия для социально-экономического, духовного, культурного преображения и процветания  республики  в XXI  веке: эффективно функционирующая демократическая политическая система, обеспечивающая устойчивое демократическое общественно-политическое развитие, гражданский мир, межнациональное согласие, социальную сплоченность и социальную  солидарность, защиту и реализацию конституционных прав и свобод граждан, их активное участие в государственном управлении и местном самоуправлении. 
  • Республика Коми – регион, в котором созданы условия равных возможностей для самореализации и жизненного успеха каждого жителя республики, независимо от его социального положения, национальной принадлежности, вероисповедания и места жительства;   
  • Республика Коми – многонациональный, поликонфессиональный  субъект Российской Федерации, в котором создаются благоприятные условия, обеспечивающие гармоничное развитие межнациональных и межконфессиональных отношений.
  • Республика Коми – регион, в котором создаются благоприятные  условий для самореализации, самоактуализации граждан в цифровом, информационном обществе и «обществе образования», «обществе знаний», осуществляется системная подготовка граждан к жизни и работе в условиях информационного общества, формирование  цифровой культуры;
  • Республика Коми –  «цифровой  субъект» Российской Федерации, в котором, цифровая государственная власть осуществляет цифровое  государственное управление, а местное самоуправление – цифровое муниципальное управление и со-управление; регион, в котором функционирует многосубъектная система взаимодействующих и взаимосвязанных цифровых институтов: органов государственной власти и управления, государственных органов,  органов местного самоуправления («цифровых и «умных» городов и районов»), цифровых институтов гражданского общества, СМИ, бизнеса, образования, культуры, здравоохранения, науки, иных других цифровых социальных институтов. 

  

  • Республика Коми - цивилизованный, культурный, высокообразованный, инновационный и технологически, гармонично развитый регион с высоким уровнем жизни населения и сбалансированным развитием всех подсистем общественной жизни, транспортно-логистический центр Европейского Севера и Арктической зоны России
  • Республика Коми - субъект Российской Федерации, в котором созданы  благоприятные  условия для социально-экономического, духовного, культурного преображения и процветания  республики  в XXI  веке: эффективно функционирующая демократическая политическая  система, обеспечивающая устойчивое демократическое общественно-политическое развитие, гражданский мир, межнациональное согласие, социальную сплоченность и социальную  солидарность, защиту и реализацию конституционных прав и свобод граждан, их активное участие в государственном управлении и местном самоуправлении на основе инновационно ориентированной экономической, социальной и гуманитарной политики, развития  конкурентоспособных производств с учетом геостратегических приоритетов на Севере Российской Федерации

 

  • Республика Коми -  регион, в котором  органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляется системная работа по созданию условий для  развития человека, как высшей ценности, «меры всех вещей», на основе эффективной гуманитарной макрополитики, развития культуры, образования, здравоохранения, политики здорового образа жизни, заботы о детях,  молодежи, семье и старшем поколении, преемственности и солидарности поколений,  повышении качества и уровня  жизни, улучшении условий труда, укрепления института семьи, интеллектуализации и духовно-нравственного развития и воспитания населения, регион, в котором реализуются принципы социальной справедливости, социального гуманизма, социальной сплоченности;
  •  Республика Коми – гуманитарно-успешный, человеко-ориентированный регион, регион в котором целевым вектором интегративного стратегического развития является человеческое счастье, регион, в котором, органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляется системная работа по созданию условий для развития человека, как высшей ценности, «меры всех вещей» на основе реализации системной региональной гуманитарной политики;
  • Регион, в котором, реализуются принципы социальной справедливости, социогуманизма, преемственности поколений, солидарности, социальной сплоченности, обеспечивается сохранение культурного разнообразия и поддержка межкультурного диалога, гражданский мир, межнациональное и межконфессиональное согласие, реализация конституционных прав и свобод граждан, их активное участие в государственном управлении и местном самоуправлении на основе использования инновационных политических и гуманитарных технологий, в том числе, технологий государственного и муниципального  электронного управления, электронной демократии. 
  • Республика Коми – регион, в котором созданы условия равных возможностей для самореализации и жизненного успеха каждого жителя республики, независимо от его социального положения, национальной принадлежности, вероисповедания и места жительства;   

Эксперт также полагает, что в раздел «Управление»  необходимо включить подраздел «Стратегическое управление в Республике Коми, в том числе, систему управления стратегией, систему функционирования  Совета по стратегическому развитию и проектам при Главе РК, и фактически бездействующих Аналитического центра Главы РК,  Общественно-экспертного совета при Совете при Главе Республики Коми по стратегическому развитию и проектам, Совета по науке при Главе РК, систему «концепций, стратегий, государственных программ, обеспечивающих реализацию стратегии, систему информационно-аналитической поддержки реализации стратегии, систему государственных  докладов о реализации стратегии и ее отдельных направлений.

 Эксперт считает, что для повышения научного уровня обновления и актуализации стратегии  необходимо провести  региональную научно-практическую  конференцию « Актуальные проблемы развития Республики Коми в долгосрочной перспективе: стратегические приоритеты, цели, механизмы»

В экспертном материале представлен  комплекс других  рекомендаций  направленных на актуализацию и обновление основного стратегического документа региона.

В полном объеме  с  экспертным  материалом можно познакомиться по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/pYEa/gEjCdartb

Поделиться в соцсетях