Приглашение к общественному диалогу

Дата публикации: ср, 03/03/2021 - 13:53

Фото взято из архива Общественной палаты Республики Коми

Председатель общественного совета при Министерстве образования, науки и молодежной политике Республики Коми Галина Кравченко приглашает всех неравнодушных жителей внести свой вклад в развитие системы образования:

Общественный совет при Министерстве образования, науки и молодежной политике в обновленном составе приступил к работе. Разработан и утвержден план работы Совета на 2021 год. С планом работы Совета на 2021 год можно ознакомиться на сайте Министерства образования, науки и молодежной политики. Кроме этого на сайте Министерства размещены обновленный состав Совета, а также информация о работе Совета за 8 предыдущих лет.
План работы Совета на 2021 год разработан и утвержден с учетом целей и задач, сформулированных в Положении об Общественном совете. 
Напомню, что общественный совет создан в соответствии с приказом Министра в целях:
1.Учета потребностей и интересов граждан РФ, защиты прав и свобод граждан РФ и прав общественных объединений при формировании и реализации Министерством государственной политики в сфере, относящейся к компетенции Министерства;
2.Привлечения представителей общественных, профессиональных и творческих объединений к разработке основных направлений государственной политики по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства, претворения в жизнь принципа гласности и открытости деятельности Министерства;
3.Осуществления общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены Федеральным законом и законом Республики Коми «Об основах общественного контроля в РФ», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и Республики Коми. Положением об Общественном совете;
К основным задачам Общественного совета относятся:
1.Подготовка предложений по совершенствованию государственной политики в сфере, осуществляемой Министерством;
2.Совершенствование механизма учета общественного мнения при принятии решений Министерством;
3.Повышение информированности общественности по основным направлениям  деятельности Министерства;
4.Участие в общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов РК, разработчиком которых является Министерство;
5.Рассмотрение вопросов, выносимых Министерством на очередные заседания Правительства РК и др.. 
Известно, что финансирование отрасли «Образование» на 2021 год, по объективным причинам, сокращено. Следовательно, перед педагогами, Министерством встала задача – найти дополнительные резервы, которые бы способствовали повышению эффективности образовательного и воспитательного процессов в образовательных учреждениях Республики.
Образование без воспитания – это нонсенс. В то же время за годы перестройки по разным причинам цели, задачи, формы воспитания учащихся в ряде случаев реализовывались формально. 
В июле 2020 года по инициативе Президента России В.В. Путина  Государственной Думой ФС РФ внесены дополнения в федеральный закон  «Об образовании в РФ»  по вопросам воспитания обучающихся.
С сентября 2020 года в образовательных организациях Республики идет творческий процесс педагогов совместно с учащимися и их родителями по внедрению рабочих программ воспитания в образовательных учреждениях.
 План работы Общественного совета на 2021 год очень насыщенный. Формируя свой план работы мы, в большей степени, ориентировались на внесение дополнений по вопросам воспитания в закон РФ об образовании, ввод в действие новых санитарно – эпидемиологических правил и, самое главное, на вызовы, которые всем нам преподносит время. В план работы Общественного совета включены вопросы, начиная от общественного контроля за строительством образовательных учреждений до организации питания детей в школах. 
Говорят, что новое, это хорошо забытое старое. «Дети не читают» мы слышим это изречение, как говорится, «с каждого утюга». Почему не читают? «Есть преступление хуже, чем сжигать книги. Например, не читать их» Р.Бредбери. В каждом образовательном учреждении имеется библиотека. Мы можем признаться себе, что работа школьных библиотек соответствует вызовам времени? Не можем. Большинство школьных библиотек особнячком стоят в образовательном и воспитательном процессах. Это не правильно. Активизация, наполнение деятельности школьных библиотек новым современным содержанием, оборудованием, возможно понадобится разработка новых нормативных правовых актов по работе школьных библиотек – это резерв.
Мы постоянно слышим нарекания в адрес образовательных учреждений, что дети не знают героев России. Дети не могут назвать дату начала и окончания Великой отечественной войны и т.д. Могут ли эту брешь в образовании и воспитании школьников и студентов закрыть, хотя бы частично, музеи образовательных учреждений? Могут и должны. Вызовы времени, с которыми мы столкнулись, заставляют всех, кто имеет отношение к образованию, переформатировать работу сети музеев образовательных учреждений. Активизировать их работу. Исключить начетничество. Ввести в систему воспитательной работы исследовательскую деятельность (работу) учащихся. Активизация, переформатирование работы школьных музеев – это тоже резерв.
Образовательное учреждение – это второй дом для ученика. А для некоторых даже первый. Есть ли у педагогического сообщества резерв повышения качества воспитания учеников в опоре на родителей? Есть. Задача – искать эффективные формы взаимодействия учителей с родителями. Родители заинтересованы, чтобы их дети в образовательном учреждении приобрели необходимые для успешной дальнейшей жизни знания, навыки, умения. Решение этой задачи находится не только в поле функционала учителя, но в большей степени родителей. Только совместная работа учителя и родителей по отношению к каждому ребенку может дать достойный результат. Следовательно, перед педагогическим сообществом Республики стоит задача привлечь родителей в школу для работы с детьми не только в начале и конце года на парадные линейки, но по возможности, в течение года. Дети наши, нам их учить и воспитывать. Здесь важно, чтобы каждый участник процесса стремился к решению основной задачи созданию образовательной системы современного мира. Никому кроме нас наши дети не нужны. 
Существенную роль в деятельности образовательных учреждений играют их официальные сайты. Насколько сайты отражают реальную картину, происходящую в образовательном учреждении? В большинстве своем сайты образовательных учреждений перегружены статистической информацией. Информацией для внутреннего пользования. А сайт – это зеркало образовательного учреждения. Это дверь образовательного учреждения для связи с местным сообществом. Это уникальный инструмент, который должен, в первую очередь, не быть стендом для текущих объявлений, а оперативно, системно, интересно отражать жизнь в образовательном учреждении. В этом ресурсе заложен большой потенциал по формированию авторитета образовательного учреждения в местном сообществе, в регионе и за его пределами. 
При поддержке Министерства образования в Республике создана Ассоциация школ, которые носят имена героев Великой отечественной войны, Труда, Афганистана, других локальных вооруженных конфликтов, известных деятелей науки, культуры и т.д. 
Отмечу, что именные школы стоят в особом ряду системы образования. Именные школы могут и должны быть мощным региональным резервом и ресурсом по совершенствованию региональной составляющей в патриотическом воспитании граждан в целом, а не только учащихся школ. Так - как одной из функций школы является работа по месту жительства. Есть школа, есть село. Закрыли школу, постепенно село умирает.
Присвоение имени школе это не частное дело  и не дань имени конкретного человека. Решение органа власти или местного самоуправления о присвоении школе имени – это предоставление доверия и чести этому учреждению, коллективу  этого учреждения со стороны государства. 
Основной задачей школы, носящей имя, в первую очередь, является накопление исторической информации, фактов, воспоминаний о том периоде истории страны, который олицетворяет это имя. И с учетом накопленных исторических материалов в школе формируется система воспитания не только учащихся конкретной школы, но и местного сообщества, выстраиваются отношения за пределами школы.
Задача Ассоциации вместе с профессиональным сообществом учителей наполнить новым содержанием, переформатировать, как сейчас модно выражаться, содержание воспитательной работы в именных школах за счет имеющегося потенциала и ресурса. Работа не простая, инструкций нет, но эта работа нам под силу.
Нам предстоит четко разобраться в количестве таких школ. Составить реестр именных школ. Добиться, чтобы школьные музеи, библиотеки по существу стали полноценными структурными подразделениями школ по воспитательной работе. Чтобы в этих школах повсеместно были сформированы устойчивые школьные традиции, направленные на знание и уважительное отношение школьников ко всем периодам истории страны, любви к Родине, к родителям, старшему поколению, родному краю. Чтобы сайты школ стали визитными карточками школ и отражали содержание работы школы. Деятельность в этом направлении это еще один мощный резерв системы образования Республики.
Уважаемые друзья, единомышленники, соратники! В этой краткой информации я отразила только часть тех вопросов, которые Общественный совет при Министерстве образования, науки и молодежной политики Республики Коми включил в свой план работы на 2021 г. План – не догма. По нами утвержденному регламенту мы планируем проводить свои заседания ежемесячно с приглашением широкого круга общественников.
Мы будем рады и благодарны каждому человеку, который включится в эту важную для всех работу. Мы ждем ваших предложений, суждений и будем стараться вести с вами диалог, конкретно реагировать на ваши предложения с одной целью, с целью совершенствования системы образования. С целью повышения авторитета учителя в обществе.


Председатель Общественного совета Г.Н.Кравченко
 

Поделиться в соцсетях