Экспертное мнение: О некоторых аспектах социогуманитарного и общественно-политического развития региона

Дата публикации: ср, 10/03/2021 - 14:59

Владимир Теребихин – эксперт ОПРК и ГБУ РК  Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина, политолог, кандидат философских наук 
Как известно, в республике по инициативе и общем руководстве  Главы РК В.В. Уйбы, его управленческой командой  осуществляется  комплекс  управленческих мер, как в сфере стратегического управления, так и в ручном режиме оперативного решении острых ситуационных социоэкономических проблем.        
Как полагает эксперт ОПРК и ГБУ РК Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина, кандидат философских наук, политолог Владимир Теребихин  в общем комплексе сложнейших перспективных, стратегических и ситуационных проблем  преображения,  как  жизнестратегии региона, которые предстоит решать команде управленцев под руководством Главы РК В.В. Уйбы, д.м.н, профессора, заслуженного деятеля науки РФ совместно с общественностью республики, является социогуманитарное преображение, общественно-политическая модернизация, модернизация политической системы, политического публичного управления, стратегического управления, научного и аналитического обеспечения государственного управления, повышения эффективности системы общественного участия  общественного управления регионом. 
 Учитывая формат экспертного материала, эксперт обозначил  некоторые  аспекты  этих проблем.  
Во-первых, как отмечает эксперт, к началу 2020 года регион находится в зоне и «предзоне»  кризисного антропоразвития, развития человеческого потенциала. Интегральной, интегративной оценкой современного уровня гуманитарного развития, формой отражения социоантропологической ситуации во всех муниципальных образованиях и регионе в целом, является социогуманитарный (антропологический) предкризис (во всех его стадиях и фазах, от начальной до критической, грозящей переходом в кризисную зону).  
В представляемом общественности  материале  эксперт  приводит конкретные данные подтверждающие эти оценки.    
Так, регион занимает негативные рейтинговые позиции среди субъектов РФ и Северо-Западного федерального округа (далее СЗФО) по широкому комплексу интегральных, качественных социогуманитарных индикаторов, показателей «качества качеств»  населения (по данным за 2016 – 2019 годы): 
71 место по качеству жизни и 8-9 место (из 11 субъектов) в СЗФО, 64-65 место по продолжительности жизни как интегральному индикатору качества жизни,81 место в демографическом рейтинге регионов (за 2016-2018 гг.), 83 место в рейтинге  регионов по демографии (11 место в СЗФО), 10-15 место по уровню смертности от самоубийств (2 место в СЗФО), 9  место по уровню смертности от убийств и первое в СЗФО, 6  место по смертности от алкогольных отравлений  и 1-2 в СЗФО, 7 место по уровню смертности от коронавирусной инфекции и 13 место по зараженности населения инфекцией (данные на 7 марта 2020 года), 75  место по приверженности населения к здоровому образу жизни (ЗОЖ) и 11 место  – в СЗФО), 12  место по  вредным привычкам (10 место из 11 субъектов СЗФО), 54 место по эффективности молодежной политики (2016 год - 46 место), 10-12 место по уровню разводов,  85 место в рейтинге трезвости российских регионов и 11 место в СЗФО, 59 место по  индексу  научно-технологического развития субъектов РФ – итоги 2019 года, 67 место в общем рейтинге и 10 место среди 11 регионов Северо-Западного федерального округа в «Рейтинге субъектов РФ по уровню и качеству развития некоммерческого сектора», 2-3 место в РФ (1-2 место  в СЗФО) по интенсивности обращений населения (коэффициенту обращений) к Уполномоченному по правам человека РФ на нарушения прав человека в РК. 
Многие качественные индикаторы характеризующие социо-психологическое, духовно-нравственное здоровье регионального социума (самоубийства, убийства, криминализация, алкоголизация, наркотизация, аборты, разводы, внебрачные сожительства и др.) превышают пороговые, предельно-критические значения - «параметров порядка» социогуманитарного развития, являются негативным социо-психологическим, духовно - психологическим фактором, угрозой гуманитарной безопасности региона. 
По оценкам экспертов, в 2019 году по сравнению с 2014 г. 20 регионов страны, в том числе,  Республика Коми, «перешли в разряд субъектов с низким или очень низким качеством жизни. Республика Коми потеряла 19 позиций в рейтинге субъектов России по индексу качества жизни, опустившись с 43 на 62 место»  [ 7, C 45 ] 
Эксперт отмечает, что  эти и комплекс других негативных антропотенденций, приведенных в экспертном материале как социогуманитарных вызовов и угроз усложняют достижение целевых индикаторов гуманитарных национальных проектов, реализацию гуманистических основоположений Конституции РФ и Конституции РК о создании условий для свободного развития человека.  
В данном контексте, как считает эксперт актуализируется задача проектирования и принятия органами государственной власти совместно с администрациями муниципальных образований, научным сообществом ряда концептуальных, программных стратегических, инновационных для региона документов и нормативно - законодательных актов, прежде всего, «Концепцию социогуманитарного преображения-модернизации Республики Коми» как своеобразную «социальную доктрину региона»  и принятия на ее основе «Стратегии социогуманитарной модернизации - преображения Республики Коми на период до 2035 года» (на срок реализации существующей стратегии развития региона – 2035»). 
В экспертном материале содержится комплекс конкретных  научно-практических рекомендаций по проектированию  данной концепции социогуманитарного преображения Республики Коми» 
Автор считает, что с точки зрения теории  государственного управления, социогуманитарная модернизация - преображение как важнейший компонент «жизнестратегия региона» (А.Н. Бурыкин), понимается  как осуществляемый органами государственной власти и местного самоуправления при конструктивном, солидарном участии политически активного населения и институтов гражданского общества синхронный и интерактивный, общественно  согласованный процесс научно-обоснованных инновационных, креативных институциональных, структурно-функциональных преобразований (изменений) в системе управления социогуманитарным  развитием региона,  процесс  формирования человеко-ориентированной модели гуманистического государственного управления и местного самоуправления, модернизации социальных и гуманитарных (человеко-ориентированных) государственных политик, внедрение технологий ценностно-ориентированного, креативного, проектного гуманитарного управления, процесс реализации региональной  государственная гуманитарная макрополитика (антропополитика – В.Теребихин) 
Социально-гуманитарная модернизация-преображение как сложный, многоплановый процесс, включает системную модернизацию всей совокупности социальных и гуманитарных (человеко-ориентированных) государственных субполитик (антропополитик), всех подсистем социальной, и духовной жизни региона, системы государственного и муниципального управления ими. В связи с этим актуализируется задача ревизии и проектирования, принятия и практической реализации концепций обновления и модернизации всех отраслей, сфер и направлений и гуманитарных национальных проектов функционирования региональной социогуманитарной сферы. Среди первоочередных задач необходимо осуществить проектирование и принятие «Концепции демографического развития региона на период до 2035 года». На ее основе принять «Стратегию демографического развития Республики Коми на период до  2025 года» как части  обновляемой  командой В.В. Уйба стратегии региона. Кроме того, эксперт предлагает осуществить проектирование и реализацию государственной политики сохранения жизни нерожденных детей. Предложения по ее проектированию изложены в материале эксперта: «К вопросу о проектировании и осуществлении государственной политики сохранения жизни нерожденных детей | Общественная палата Республики Коми (rkomi.ru). Как известно, ряд поручений по данной актуальной проблеме дал Глава РК В.В. Уйба.
Также, учитывая высокую  сверхсмертность населения от причин связанных с алкоголизмом, 85 место в рейтинге трезвости российских регионов и 11 место в СЗФО,  6  место по смертности от алкогольных отравлений  и 1-2 в СЗФО, и отсутствие системной государственной алкогольной политики, органам государственной власти эксперт рекомендует принять комплекс мер по профилактике алкоголизации населения.  Одним из первых решений может быть организация деятельности по проектированию «Концепции алкогольной политики в Республике Коми» или концепции государственной политики снижения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактики алкоголизма среди населения». На ее основе необходимо принять соответствующую государственную целевую программу. 
В общем контексте социогуманитарной модернизации, в соответствии с задачей  приоритетного развития гуманитарных наук, как наук о человеке, его развитии, сформулированной в Указе Президента РФ «Об основах государственной культурной политики», актуализируется задача создания в регионе системы государственной поддержки развития социальных и гуманитарных наук и исследований: философских, социологических, политологических, культурологических, социально-психологических, социально-антропологических и институционального формирования соответствующих экспертных сообществ.
В данном контексте, в рамках реализации национального проекта «Наука», можно рекомендовать учреждение премии Главы РК или Правительства республики им. Питирима Сорокина в области социальных, общественных, гуманитарных наук. Отметим, что научное «сорокиноведческое» сообщество позитивно оценило решение Главы РК – заслуженного деятеля науки РФ, имеющего опыт научного руководства журналом,  возглавить редакционный  совет  научного  журнала «Наследие», издаваемого  ГБУ РК Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина. В данном контексте и в общей деятельности по проведению мероприятий посвященных  100- летию национальной государственности Коми края рекомендуется принять государственную программу изучения и популяризации  наследия  Питирима Сорокина и других выдающихся деятелей  науки Республики Коми. 
Правительству вместе с Советом по науке и образованию при Главе РК также предлагается изучить вопрос о создании на базе Института языка, литературы и истории КНЦ Уральского отделения АН РАН Института гуманитарных исследований (опыт Республики Мордовия, Республики Башкортостан и ряда других регионов). В целях обеспечения координации ученых, исследующих проблемы развития человека в регионе, рекомендуется создать научный кластер «Развитие человека на Севере», в котором можно синтезировать деятельность научных институтов и ученых физиологов, медиков, демографов, социальных антропологов, социологов, культурологов, социальных психологов, педагогов, этнологов, экологов и ряда других. 
Заметим, что актуальность проблемы социогуманитарного  преображения региона наряду с широким комплексом объективных  причин, имеет и политико-управленческий аспект и значение для  Главы и Правительства РК. Как известно из Указа Президента РФ от 4 февраля 2021 года, N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших  должостных лиц субъектов РФ», в перечень из 20 показателей, более половины которых, показатели развития человеческого потенциала, показатели «качества качеств» населения: численность населения субъекта Российской Федерации, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень бедности, доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, уровень образования, эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью, условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, число посещений культурных мероприятий. Остальные показатели  оценивают  качество жизни  и  уровень  доверия Главе региона.  
В развернутом виде экспертный материал: «Социогуманитарная модернизация - преображение региона в контексте реализации  комплексной предвыборной программы Главы Республики Коми: идеи к проектированию концепции» размещенном  на сайте ОПРК. (https://op11.rkomi.ru/node/370),
Как полагает эксперт  актуальным стратегическим направлением  в сфере  общественно-политической является формирования солидарного общества в республике, гармонизация общественных отношений, укрепления  социальной сплоченности и консолидации.  
В экспертном материале отмечается, что проектирование и осуществление концепции и стратегии формирования регионального солидарного общества обеспечивающего социальную сплоченность регионального социума  является одним из важнейших социополитических условий успешного выполнения стратегического плана развития Республики Коми, поскольку успехов в достижении их  целевых ориентиров  невозможно достичь без понимания и широкой общественной поддержки «снизу» и без демократической общественной консолидации всех сил, призванных участвовать в процессах модернизации и преображении региона, гармонизации общественных отношений в республике. 
В регионе, при достаточно позитивном уровне межнационального и межконфессионального согласия, относительно благоприятном этноклимате,  сохраняется высокий уровень социальной дифференциации по всем основным индикаторам, отмечается тенденция формирования множества неравенств, значительная (в десятки раз) поляризация граждан по экономическому статусу, отсутствие стабильной занятости, разрыв в уровне и качестве жизни горожан и селян, снижение качества жизни, отмечается низкий уровень межличностного доверия и доверия к основным институтам институциональной подсистемы региональной политической системы.   
С целью повышения солидаристского мобилизационного потенциала региона, практического решения проблемы формирования солидарного общества создающего условия для социальной сплоченности, социальной консолидации регионального социума эксперт считает актуальныи осуществить проектирование  «Концепция и программы стратегии формирования солидарного общества в Республике Коми». Для проектирования концепции рекомендуется  использовать опыт Белгородской области по осуществлению концепции формирования солидарного общества и опыт Ульяновской области по осуществлению концепции развития социальной сплоченности.
Далее в экспертном материале приводятся основные направления, факторы и условиями становления регионального солидарного общества в республике. 
Эксперт считает, что для повышения эффективности деятельности органов государственной власти и институтов гражданского по формированию солидарного общества в Республике Коми необходимо создать систему координации функционирования всех многосубъектных институтов (государственных, гражданских, социально-ориентированного бизнеса) и осуществления всех государственных политик создающих условия для общественного согласия и консолидации: политики повышения качества жизни и снижения уровня социальной и территориальной дифференциации, информационной политики, политики повышения репутационного капитала региона, политики формирования общероссийской и территориальной идентичности, формирования желаемого образа региона, политики формирования общества всех возрастов», укрепления межпоколенческой солидарности, гармоничной преемственности поколений, политики исторической памяти, наследия, национальной политики (политики в сфере развития и гармонизации межконфессиональных отношений), политики поддержки институтов гражданского общества, политики в сфере защиты прав и свобод граждан и ряда других  государственных субполитик. 
Как полагает эксперт, координирующим органом в работе по формированию солидарного общества может быть общественно - государственный «Совет по формированию солидарного общества, социального согласия, социальной сплоченности, гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Коми» при Главе РК. Возможно, также, расширить функционал существующего Совета по гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Коми», поскольку, как мы отмечали выше, цели и задачи формирования солидарного общества существенно шире, чем  гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений при том, что межнациональные и межконфессиональные отношения являются важнейшей частью формирования солидарного общества, системы  социальной консолидации, сплоченности, согласия и общественных отношений в целом. 
В контексте формирования солидарного общества в республике  эксперт  считает целесообразным рекомендовать органам государственной власти инициировать и разработать с участием общественности проект «Договора об общественном согласии в Республике Коми», внести на общественное обсуждение и принять его на гражданском форуме Республики Коми. Итоги его выполнения целесообразно подводить ежегодно в «День народного единства» – 4 ноября на традиционном гражданском форуме республики. Это будет одна из традиций и форм проведения нового российского праздника.  
Необходимо также возродить принятый в 2001 году и отмененный без необходимой объективной аргументации закон РК «О согласованном уровне жизни населения и контроле его обеспечения» - как системе общественного договора, законодательной основы политического участия и контроля населения за эффективностью деятельности власти. Таким образом, считает эксперт, в регионе должна сложиться следующая система основных республиканских общественных соглашений и договоров:
1. «Договор об общественном согласии в Республике Коми» ( с институтами  граждан, гражданским обществом) 
2. Договор о согласованном уровне жизни и общественном контроле его реализации (с населением республики).
3. Региональное соглашение по социально-экономическим вопросам между правительством Республики Коми, Федерацией профсоюзов Республики Коми и Союзом промышленников, предпринимателей и 
На общественное обсуждение эксперт предложение о формировании нового  института  общественного управления - Народного Совета (собрания, ассамблеи, собора ) Республики Коми как система постоянно - действующих «гражданских форумов», своеобразного «общереспубликанского  схода», «народного правительства», «всенародного  собрания Республики Коми».
Как считает эксперт, этот институт мог бы стать еще одной эффективной формой обеспечивающей формирование солидарного общества в Республике Коми, постоянно - действующей  системой и механизмом участия населения в государственном региональном управлении, обеспечения представительного общественного участия для решения актуальных проблем в сфере социально-экономического, политического и гуманитарного, духовно-нравственного развития республики, 
Как считает эксперт, «Народный Совет» -  как один из институтов регионального открытого «большого правительства» совещательной демократии,  может включать: 
подсистему местных муниципальных (городских, районных, сельских и поселковых) форумов (сходов), собраний территориального общественного самоуправления (ТОСов); 
подсистему форумов различных категорий населения и институтов гражданского общества: форум женщин, людей старшего возраста (форум старейшин), форум молодежи, родительский форум, форум институтов гражданского общества, в том числе, ежегодный гражданский форум, съезды коми народа, партийные форумы, медиафорум РК, форум ассамблеи народов Республики Коми, форум Совета муниципальных образований РК, ежегодный Республиканский форум "Инновационный потенциал - будущее Республики Коми", добровольческий форум"Доброволец Республики Коми", бизнесс-форум, республиканский финансовый форум «Финансовая грамотность: взгляд в будущее», впрофессорское собрание республики и другие форумы, собрания. 
подсистему «отраслевых» форумов (например, форумов работников лесопромышленного, агропромышленного комплексов, работников образования (образовательный форум), культуры, работников системы социального обслуживания населения, форум адвокатского сообщества и т.д.). 
В институциональную структуру народного форума, как считает эксперт, может быть включена (по согласованию) Общественная палата РК, Коми региональное отделение ООД «Народный фронт «За Россию, «Коми войтыр», Молодежный парламент РК, Молодежное правительство РК (опыт функционирования ряда регионов), Коми региональное  отделение Ассамблеи  народов РФ и другие общественные институты. 
На рассмотрение Народного форума Республики Коми можно выносить наиболее актуальные проблемы региональной государственной политики, проекты законов, затрагивающих интересы большинства населения. Форумы могут проходить как с единой повесткой, например, вопросы духовно-нравственного воспитания молодежи, формирования и реализация региональной государственной политики дезалкоголизации населения, проблемы ЖКХ, проблемы обеспечения в республике конституционных прав и свобод граждан, в том числе конституционного права граждан на достойную жизнь и свободное развитие, обсуждение проектов «народного бюджета», «народных программ», так, и с различными проблемными повестками, волнующими население городов и районов, отдельных категорий граждан, институтов гражданского общества и т.д.
«Народный Совет Республики Коми» должен иметь свой официальный сайт как один из компонентов системы региональной электронной демократии. 
«Координаторами», обеспечивающими деятельность Народного Совета, могли  бы стать -  от органов власти - Администрация Главы  РК - от общественных институтов - Общественная палата РК, ОНФ, Федерация профсоюзов РК или специально созданный координационный Совет Народного Собрания.  
Правовой основой функционирования данного института народного представительства должен быть соответствующий закон  Республики Коми.
В общем комплексе рекомендаций органам государственной власти по формированию солидарного гражданского общества, социальной сплоченности  эксперт считает возможным предложить:  
Правительству Республики  с участием общественности, научного, экспертного  сообщества  разработать и принять:
«Концепцию стратегии формирования солидарного общества, гармонизации общественных отношений в Республике Коми»
«Концепцию государственной поддержки и развития гражданского  общества в Республике Коми, повышения активности и эффективности гражданского участия в преображении Республики Коми».
«Стратегию поддержки  и развития институтов гражданского общества в  Республике Коми на период до 2035 года», (опыт Томской области и ряда других регионов), 
Программу «Государственная поддержка гражданских инициатив общественных объединений и граждан в Республике Коми на 2021 - 2024 годы».    
«Концепцию государственной информационно-коммуникационной политики» и программу ее осуществления». 
«Концепцию и государственную программу защиты прав и свобод граждан в Республике Коми»
   На заседании Правительства РК рассмотреть ход реализации  Закона «О социальном партнерстве в Республике Коми»
Включить в стратегию развития республики раздел о формировании солидарного общества, социальной сплоченности и социального согласия (опыт Архангельской области и ряда других субъектов). Так, в стратегии «Архангельская область – 2035» включен раздел «Консолидация населения и развитие гражданского общества». Одним из ее подразделов является ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СОЛИДАРНОГО ОБЩЕСТВА»; 
Как отмечается в данной стратегии «Проект направлен на формирование духовных и культурных основ солидарного общества, стимулирование духовно-нравственного развития личности, воспитание патриотизма и формирование гражданской самоидентификации населения региона. Реализация проекта позволит создать позитивную атмосферу в региональном социокультурном пространстве, обеспечивающую консолидацию общества и повышение социальной активности населения».
Разработать и внести на рассмотрение Государственного Совета РК следующие законопроекты:
Закон РК «О взаимодействии органов государственной власти Республики Коми и  институтов гражданского общества»;
внесение изменений в Закон Республики Коми от 03.03.2017 г. N 17-РЗ "О вопросах организации и деятельности Общественной палаты Республики Коми» или подготовку новой редакции Закона Республики Коми «Об Общественной палате Республики Коми»
Закон РК «Об общественных советах при органах государственной власти Республики Коми»  (опыт субъектов РФ, (пример, Калининградской области);
Закон РК «О государственной поддержке социально-ориентированных некоммерческих  организациях в Республике Коми»;
Закон РК «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления»; 
Проект концепции Закона РК «Об общественной палате муниципального образования в Республике Коми» и внести его на общественное обсуждение и в Общественную палату РФ. 
Изучить вопрос о возрождении принятого в 2001 году закона  РК «О согласованном уровне жизни и контроле его обеспечения» (одним из субъектов реализации данного закона является Общественная палата Республики Коми);
В общем контексте  проведения мероприятий посвященных 100-летию образования Коми автономии,  представить для обсуждения общественности своеобразную «территориальную идентификационную, консолидирующую идею», а также проекты «девиза» региона, интегрального бренда Республики Коми. Некоторые экспертные предложения в контексте проектирования стратегии формирования инновационного имиджа региона  изложены экспертом в материалах: «Футуромодель  желаемого образа  Республики Коми: некоторые идеи к проектированию концепции  формирования инновационного имиджа региона» (https://op11.rkomi.ru/node/372),

Государственному Совету РК эксперт рекомендует:

осуществить проектирование и принятие «Программы повышения эффективности реализации   представительной функции Государственного Совета РК» (функции взаимодействия с  гражданским обществом, избирателями, представления интересов граждан)  - одной  из трех важнейших парламентских функций Госсовета: законотворческой, представительной и контрольной.  Исходя из опыта ряда законодательных органов субъектов РФ,  рекомендуется изучить вопрос о внесении в закон РК «О государственном Совете РК»  специального раздела «Представительная функция Государственного Совета РК», поскольку существующий раздел  о функциях ГСРК не раскрывает систему форм реализации этой важнейшей функции.    
В данной программе рекомендуется выделить следующие разделы:
взаимодействие с  гражданами – избирателями; 
 взаимодействие с основными институтами гражданского общества республики: партиями, национально-культурными автономиями, общественными объединениями и другими институтами;  
взаимодействие со СМИ; 
взаимодействие с  общественно-государственными институтами (Общественной палатой РК, ОНФ); 
взаимодействие с общественными институтами при Государственном Совете РК: Общественным Советом, молодежным парламентом, Советом руководителей Советов, Палатой молодых депутатов при Государственном Совете .     
Рекомендуется 
включить специальный раздел о взаимодействии Государственного Совета с  общественными объединениями в Регламент Государственного Совета (например, опыт Тюменской  областной Думы) 
разработать и принять закон РК «О взаимодействии органов государственной власти Республики Коми и  институтов гражданского общества»;
С  целью совершенствования деятельности Государственного Совета РК по организации эффективного взаимодействия с гражданами и обеспечения системного участия граждан в деятельности Государственного Совета, интенсификации процессов коммуникации с населением  рекомендуется осуществить  также следующий комплекс мероприятий: 
1.В целях дальнейшего совершенствования взаимодействия с Общественной палатой РК, повышения эффективности ее функционирования:  
Разработать и принять «Программу (план работы) взаимодействия Государственного Совета РК с Общественной палатой РК на период созыва». Фактически – это может быть план реализации принятого Соглашения ГС и ОПРК;  (подобные программы приняты в Марий-Эл, Кировской области и ряде других субъектов )
Кроме того, рекомендуется: 
рассмотреть контрольные вопросы  «О ходе выполнения закона РК «Об Общественной палате РК» и «Об осуществлении  общественного контроля в Республике Коми»;
Заслушивать отчеты о деятельности членов ОПРК, рекомендованных Государственным Советом РК в состав Общественной палаты РК. (1 раз в полугодие). Палата, при этом, готовит соответствующие оценки их деятельности для Госсовета. 
В общем контексте законодательной  деятельности по реформированию Конституции региона, рекомендуется изучить вопрос  о внесении изменений в Конституцию РК  в части наделения Общественной палаты РК правом законодательной инициативы. Таким правом пользуются уже около 20 региональных палат. Можно изучить опыт и практику реализации этой  эаконодательной  инициативы. Рекомендуется также ввести в текст Конституции РК статью «Общественная палата Республики Коми».  
изучить вопрос о принятии закона Республики Коми о «нулевых чтениях», как предварительного рассмотрения социально-значимых для общества законопроектов, которые позволят реализовать конституционное право граждан на участие в управлении государством, как «важного инструмента повышения качества законотворческой работы» (Путин В.В.)
 изучить вопрос о проектировании и принятии закона  Республики Коми  «О законодательной инициативе граждан» (законы «О законодательной инициативе граждан» приняты во многих регионах. Как известно, право законодательной инициативы граждан в Законодательном Собрании - это возможность граждан в количестве не менее двух тысяч человек вносить в установленном порядке в Законодательное Собрание проекты законов области (далее - область) и поправки к проектам законов области, подлежащие обязательному рассмотрению на заседании Законодательного Собрания).
Рекомендуется изучить вопрос о возрождении в республике института наказов избирателей  Как отмечается в соответствующем законе Республики Крым, принятом в 2018 году «наказы избирателей являются одной из форм осуществления участия граждан в управлении делами государства и призваны способствовать развитию гражданского общества, публичности и гласности в деятельности органов государственной власти Республики Крым, укреплению связей между избирателями и депутатами». (законы о наказах избирателей приняты в 24 субъектах РФ).  
В общем контексте совершенствования работы с институтами гражданского общества и в соответствии с установкой Президента России «вовлекать в общую работу непарламентские партии, готовые к конструктивному взаимодействию в интересах развития страны и регионов», практической реализации функции обратной связи, можно рекомендовать создать при Председателе Государственного Совета РК «Консультативный Совет руководителей непарламентских партий». Подобную рекомендацию высказывали руководители  непарламентских партии на заседании Госсовета еще в 2016 году.      
Учитывая, что общественное участие как форма общественного управления  является  обязательным условием развития солидарного общества, которое основано на осознании людьми общности фундаментальных интересов, ценностей и жизненных ориентаций, что движение по пути солидарного общества это дорога навстречу друг другу, не только власть должна качественно меняться в сторону открытости, ответственности, эффективности, но,  и общественные организации, активные граждане должны быть ответственны в своих оценках и поступках, а общественные организации – эффективны в заявленной деятельности» эксперт рекомендует Общественной палате:
Рассмотреть на пленарном заседании вопрос о роли  Общественной палаты РК, общественных советов, институтов гражданского общества в формировании солидарного общества в Республике Коми.
Инициировать проведение гражданского форума по проблемам формирования солидарного общества в Республике Коми и роли общественных объединений в осуществлении социальной сплоченности. 
Инициировать вопрос о создании «Координационного Совета общественных объединений  контроля  реализации  национальных проектов в РК»
Обсудить на заседании Общественной палаты экспертный материал «Общественная палата Республики Коми как важнейший институт общественного управления развитием региона, формирования нового качества гражданского общества: некоторые предложения к проектированию концепции».
В полном объеме с экспертным материалом можно познакомиться по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/iE2i/KZWXYjwJ7
 

Поделиться в соцсетях