Точка зрения

Дата публикации: чт, 30/09/2021 - 11:41

Сегодня в Сыктывкаре начал работу традиционный, ежегодный образовательный Форум на тему «Образование. Государство. Общество». Образование – это стратегическая социальная отрасль для государства. В Республике Коми 753 образовательных организации, в которых обучается целая армия детей и молодежи, 188 тысяч человек.  

Спасибо Никанору Толстых.

Несмотря ни на что (Пандемия) и вопреки всему (бесконечная и безразмерная многолетняя реформа системы образования) отрасль образования в Республике Коми, по большому счету, справляется с возложенными на нее государством функциями и задачами. Этот вывод был сделан и задокументирован Общественным советом при Министерстве образования, науки и молодежной политики в июне текущего года. Шестнадцатилетний воркутинский школьник – Никанор Толстых со свойственной детям непосредственностью и прямотой в общении с Президентом России, В.В. Путиным, показал не только гражданам Республики, России, а всему миру, что Республика Коми – это не «медвежий угол». Что город Воркута это не только город прошлого ГУЛАГА, а город Трудовой Славы. И что здесь и сейчас, в Республике Коми, в городе Воркуте живут и работают учителя, которые хорошо учат и воспитывают детей. И здесь и сейчас рождаются и живут дети, которые хотят и умеют хорошо учиться.

Но время движется вперед и перед государством и обществом встают новые задачи, проблемы, которые надо решать. Пандемия никуда не делась. В реформах запутались. Гибридная война с нашей страной ведется системно и открыто. Открыто, со всех сторон уничтожаются наши традиционные нравственные и моральные ценности, исповедуются двойные стандарты. В стране отсутствует государственная идеология. И в этой, образно выражаясь, «каше», система образования Республики должна решать главную государственную задачу – обучать и воспитывать будущее поколение людей. Напомню, что самая большая ценность в государстве и обществе не нефть, не газ, не лес, не деньги, а ДЕТИ. Взрослые обязаны детям создать здесь и сейчас комфортные условия для получения качественного образования и воспитания. Чтобы наши дети любили и ответственно относились к своим родителям, к тому краю, где они родились. Мы же все видим, с какой катастрофической скоростью сокращается численность населения нашей Республики. Что нужно для этого сделать, чтобы этот процесс остановить?

Организаторы Форума, а это Правительство Республики и Министерство образования, науки и молодежной политики Республики четко сформулировали цели мероприятия. Основными целями мероприятия является консолидация ресурсов образовательных организаций, общественных организаций, бизнеса, власти для достижения высокого качества образования. Поиск новых стратегий управления развитием образования и успешных практик реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Обмен управленческим, педагогическим, социальным опытом, направленным на развитие образования.

Учитывая поставленные цели, решила высказать свою точку зрения на некоторые проблемы.

Школы нужны в шаговой доступности.

Ученые, политологи, некоторые парламентские политические партии утверждают, что для успешной реализации национального проекта «Образование» необходимо выделять ежегодно 7% бюджетных денег на образование. Пока это утверждение носит теоритический характер и денег на образование выделяется значительно меньше. Но финансирование отрасли – это зона ответственности государства. А общество ждет конкретных действий со стороны Правительства и Государственного Совета в решении вопроса полноценного финансирования отрасли образования. Напоминаю, что речь идет о самой беззащитной категории населения – о детях, о будущем.

Только в городе Сыктывкаре 25% детей учатся во вторую смену. Не собираюсь «рисовать «ужастики» по поводу того каких усилий необходимо проявить директору школы, в первую очередь, чтобы рассадить детей за парты в период пандемии если в школе вместо 600 человек учится 1200. А их надо еще и покормить и чтобы пища была горячей, обеспечить их безопасность, организовать их досуг и т.д.

Решение вопроса о двухсменке не терпит отлагательства. Его надо детально обсуждать и не в администрации города, а в Государственном Совете Республики. Дело даже не в деньгах, а в законодательных недочетах, которые мешают местным органам самоуправления решать эту проблему. Общественный совет, рассмотрев всесторонне этот вопрос на своем заседании, обратился в Госсовет Республики с просьбой провести парламентские слушания на эту тему. Мы получили отказ, с которым в корне не согласны.

Кроме этого из республиканских СМИ узнаем, что Министерство строительства Республики предлагает начать строительство высокоэтажных домов  фактически в центре Сыктывкара. Насколько мне известно, эти предложения Министерства не поддерживает ни Глава, ни главный архитектор города. В центре города нет земли для строительства школ, потому что она продана или передана на много лет в аренду. А переполненные школы находятся именно в центре города. И на все на это наслаивается желание еще построить многоэтажные дома? Следовательно, что предлагается обществу? Квартиры по коммерческой цене строить в центре, а школы в лесу, за городом? Возникшая ситуация подтверждает  правомерность предложения Общественного совета. Мы будем настаивать, чтобы проблема  двухсменного обучения школьников публично и всесторонне была обсуждена с общественностью и специалистами от образования, архитектуры, науки не в кулуарах, а на площадке высшего законодательного органа власти, Государственного Совета Республики, с принятием конкретного прозрачного государственного решения.

Воспитание детей и молодежи, задача общая.

Уважаемые друзья! Наконец мы вспомнили теорию великих педагогов о том, что образование и воспитание – это целостная система. Образование не возможно без воспитания.  Прошло 30 лет с тех пор, как мы все и педагоги, и родители, и законодательные органы власти регионов «согласились» с введенной на законодательном уровне России необязательностью воспитания в образовательных организациях. Учитель на законодательном уровне был определен как человек, который не готовит ученика к самостоятельной жизни, а оказывает образовательные услуги. И сейчас, когда по инициативе Президента страны, в закон об образовании внесены необходимые дополнения в части возврата в образовательные организации  воспитания детей и молодежи, на практике эта новация со стороны педагогического сообщества Республики воспринимается неоднозначно по разным причинам. По разным причинам управленческий аппарат образовательных организаций испытывает трудности в разработке программ воспитания на очередной учебный год.

Позиция Общественного совета при Министерстве образования Республики однозначная – воспитание детей и молодежи, задача общая, а не только Министерства образования.

«О разрухе в головах».

С.К. Шойгу, Министр обороны РФ, в ходе предвыборной кампании отметил, что главную опасность для государства представляют не внешние силы, а  «внутреннее разложение общества». Причем, внутренне разложение общества вызвано не людьми с иной точкой зрения, отличной от официальной, а безнравственностью, которая воцарилась на государственном телевидении и в СМИ. Что касается нашей Республики, я бы добавила к словам Министра РФ еще молчание и безразличие институтов гражданского общества Республики к «выпадам» в отношении системы образование различного рода людей, не имеющих к образованию никакого отношения.  За примерами далеко ходить не надо.

Некоторые республиканские СМИ возвысили «до небес» поступок, как СМИ выражаются, самого известного учителя Коми, Тушканова Н.А. А директора школы «затравили» буквально за то, что приняла адекватные меры по отношению к учителю как работодатель.

Под надуманным предлогом довели до нервного срыва директора  35-й школы города Воркуты, где учится Никанор Толстых.

С маниакальным упорством, в течение месяца, БНК распространяло информацию о Вуктыльской средней школе №2, а точнее приветствовало и тиражировало провокацию иностранной торговой кампании Доместос по отношению к системе образования в России. Доместос так «озаботился» о наших детях, что готов отремонтировать  6 школьных туалетов в России.

Полнейшее безразличие институтов гражданского общества и СМИ Республики мы наблюдаем по поводу, когда наши детки уселись попить кофе на мемориале в память о погибших в Великой отечественной войне. «Что здесь такого, там нет могилы» – отмечается в республиканских СМИ.

По всем этим случаям, в большинстве своем, республиканские общественные организации промолчали.

События в Керчи, Перми красноречиво подтверждают, что нет мелочей в воспитании детей и молодежи. К каждому подростку невозможно приставить по охраннику, если разруха в головах. Рамки металлоискателя нас не спасут. Безнравственность в обществе распространяется быстрее Пандемии исключительно по причине равнодушия, пассивности и безразличия со стороны общества. Каждому такому факту необходимо давать не только правовую оценку, но, в первую очередь, общественную. Общество должно отвечать на вопрос, что можно, а что нельзя. Стране, Республике нужно сплоченное общество. В этом направлении должны работать и другие структуры.

Сайт – полноценный информационный ресурс школы.

В этом контексте есть о чем подумать образовательным организациям. Общество не знает о той работе и трудностях, которые ежедневно испытывают образовательные организации. Учителя не научились полноценно представлять обществу информацию о своей работе. Не научились адекватно реагировать на выпады в СМИ относительно своих коллег. Скромничают, боятся. Как бы чего не вышло. А те, кто искажает работу педагогов, не боятся морально уничтожать порядочных людей.       

Общественный совет на своем заседании рассматривал вопрос об эффективности работы сайтов образовательных организаций. Было отмечено, что сайт образовательной организации – это эффективный механизм в повышении качества образования и воспитания в образовательных организациях. По существу, сайты образовательных организаций, должны и могут выполнять функции полноценного средства массовой информации образовательной организации, одновременно являясь ее визитной карточкой. Совершенствование содержания информационного сайта образовательной организации является мощным резервом повышения авторитета образовательной организации в местном сообществе.

Не пора ли власть употребить?

Этим летом в Республике утонуло13 детей. Почти столько же выпало из окон многоэтажных домов. Не пора ли власть употребить? Хватит бороться с существенными недочетами в организации летнего отдыха детей по месту жительства тимуровскими методами, ходить по берегам наших рек и отлавливать детей. Власть обязана разобраться в причинах, почему и кто виноват, что за лето 13 детей утонуло и принять меры по существу.   

Если оконные компании выпускают окна, где москитная сетка держится «на соплях», может прокуратуре стоит обратить внимание на этот дефект и запретить выпускать и продавать людям халтуру?

В Сыктывкаре самое большое количество подростков с отклонениями в поведении. Что с ними делать управлению образования города? Вышивать и читать их не посадишь.

В целом в Республике практически отсутствует инфраструктура для занятий массовыми видами спорта, для детей, например лыжами. Мы же лыжная Республика. С моей точки зрения, пункты проката лыж должны быть на каждом шагу. Разве нам, не нужны больше «Бажуковы», «Рочевы», «Сметанины»? Будем развивать англо- саксонское рэгби или свое, по сути, национальное, лыжи и коньки?

Приведенные примеры подтверждают вывод Общественного совета о том, что воспитание детей и молодежи, это общая задача, а не только Министерства образования.

Что делать? Существует большое множество разрозненных государственных, ведомственных программ по работе с детьми и молодежью. Может быть, стоит провести на уровне государства их ревизию и разработать одну «Дети и молодежь РК» с множеством подпрограмм, чтобы этот документ был понятен каждому? Упорядочить, четче сформулировать цели, задачи, организовать проверку и контроль исполнения?   

О сохранении исторической памяти.

Сохранение исторической памяти – одна из важнейших задач современной системы образования. Об этом заявил Министр просвещения РФ С. Кравцов, в ходе недавнего посещения общеобразовательной школы имени героя Советского Союза Д.М. Карбышева, в Австрии. «Знание истории – это неотъемлемый элемент нашего культурного кода, значимая часть образовательного процесса»- сказал Министр. С. Кравцову вторит Министр обороны С.К. Шойгу - «Мы не можем допустить, чтобы мы, наши дети, забыли свою историю, забыли о заслугах родителей, отцов и дедов». Министерство образования Республики еще в прошлом году создало Ассоциацию школ, которым государство присвоило имя, а их в Республике 36. 28 сентября, с 13.00 до 14.45 на площадке гимназии искусств при Главе Республики Коми, будет обсуждаться тема «Особенности образовательной организации, которой присвоено имя». Вниманию аудитории будет представлено 6 выступлений от всех ступеней образования. Мы должны научиться преподавать историю на основе исторических фактов. Имя, присвоенное образовательной организации должно «работать» на воспитание детей и молодежи. Имена героев в названиях образовательных организаций это наша историческая региональная составляющая образования и воспитания.

Об особом статусе учителя.

Путь к реформе школы идет через реформу учителя. Учителя в наше время стали одним из самых незащищенных слоев населения. Может быть, стоит взять пример от соседей – Белоруссии, Казахстана, Ульяновской области, где на законодательном уровне приняты законы об особом статусе Учителя? Отношение государства к учителю – это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости. Общественный совет совместно с общественной организацией «Коми Войтыр» работает над этим вопросом. Было бы неплохо, если бы  участники Форума выразили свое отношение к этому предложению.

«Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» - эти слова принадлежат известному французскому писателю  А. Барбюсу. Ее актуальность очевидна.

Автор: эксперт Общественной палаты РК, председатель Общественного совета при Министерстве образования, науки и молодежной политики Республики Коми Кравченко Галина Николаевна.

Поделиться в соцсетях