Общественный Совет при Минобразе поделился отчетом о своей деятельности за прошлый год

Дата публикации: пн, 10/01/2022 - 11:05

Общественный Совет при Министерстве образования, науки и молодежной политики Республики Коми подедидся отчетом о работе за 2021 год.

В 2021 году Общественный совет осуществлял свою работу в соответствии с утвржденным планом работы на текущий год. Содержательная часть плана  разработана, согласована с Министром и утверждена решением Общественного совета с учетом того, что финансирование отрасли образования на 2021 год было значительно сокращено по сравнению с 2020 годом. Следовательно, Общественный совет сосредоточил свое внимание на изучении эффективности тех форм и методов воспитательной работы в школе, которые традиционно себя зарекомендовали как эффективные формы работы с учащимися, но, на работе которых, по ряду объективных и субъективных причин, на протяжении десятков лет, стало уделяться меньше необходимого внимания со стороны администраций образовательных организаций, которые имеют материальную базу и их деятельность по форме представляет собой сетевой характер.

При планировании работы на 2021 год, Общественный совет особое значение придавал внесенным Президентом РФ дополнениям в закон РФ об Образовании  по возвращению системы воспитательной работы в образовательные учреждения. А также выход в свет новых санитарно – эпидемиологических правил.

В составе Общественного совета работает 14 человек. В соответствии с Положением, основной формой работы Общественного совета являются заседания Общественного совета.

В течение года подготовлено и проведено более десяти заседаний Совета. Кроме этого целый ряд оперативных вопросов рассмотрено в заочном формате. По всем рассмотренным вопросам приняты конкретные рекомендации, выполнение которых находится на контроле Общественного совета и Министерства.

            В течении года Общественный совет рассмотрел такие вопросы как:

  • «Об эффективности работы школьных библиотек, как субъектов образования и воспитания»;
  • «Об эффективности работы школьных музеев как субъектов образования и воспитания»;
  • «Сайт образовательной организации – механизм взаимодействия с местным сообществом»;
  • «О перспективах ликвидации обучения в две смены в образовательных организациях, расположенных на территории МО ГО «Сыктывкар»;
  • «Организация и качество питания детей в школах» и др.

При рассмотрении перечисленных вопросов Общественный совет решал основную задачу – найти резервы повышения эффективности образования и воспитания учащихся за счет имеющихся форм и технологий образовательной и воспитательной деятельности в средних общеобразовательных школах  Республики Коми (СОШ РК) сетевого характера.

Обсуждение этих вопросов однозначно показали важность и необходимость развития в СОШ РК этих направлений деятельности, а также возможность их использования как уже имеющегося резерва для повышения эффективности системы образования и воспитания в СОШ РК в целом. 

Анализ и обобщение поступивших предложений в ходе подготовки и обсуждении на заседаниях Общественного совета перечисленных проблем со стороны членов Общественного совета, педагогического и родительского сообществ, представителей социально – ориентированных общественных организаций показывают, что от идеи до их решения предстоит большая работа, как со стороны Министерства, так и со стороны Общественного совета.       

Обсуждая эти вопросы Общественный совет убедился, что реализация имеющихся, уже сложившихся, традиционных, признанных в мире перечисленных технологий, зависит от многих факторов.

Во всем мире роль школьных библиотек и квалифицированных библиотечных специалистов в образовательных организациях возрастает. Именно в этом направлении развивается мировая практика. Но в РФ, в том числе и в Республике Коми, препятствием в повышении роли школьных библиотек, как полноценных структурных подразделений школы, является несовершенство современной нормативно-правовой базы деятельности библиотек образовательных организаций. В ФЗ «Об образовании», «О библиотечном деле» школьная библиотека не упоминается. В результате законодательно не определен статус, права и обязанности школьной библиотеки и школьного библиотекаря. Школьные библиотеки оказались вне правового поля.

Очевидно, что совершенствование деятельности школьных библиотек, музеев, информационных сайтов требуют дополнительного финансирования отрасли. Увеличение объема финансирования необходимо для расширения помещений школьных библиотек и музеев, улучшения их технической оснащенности, обновления фондов художественной литературы, кадрового укрепления и т.д. Кроме этого, необходимо изменить формы, методы, содержание подготовки специалистов для работы в школьных библиотеках и музеях.

Обсуждение вопроса «Организация и качество питания детей в школах» показало системность работы Министерства в плане организации, контроля за организацией и качеством питания детей в СОШ РК.  Но, периодически в общественном пространстве, в СМИ в течении года возникали вопросы цены и качества питания детей в школах. Основания для этого имеются. Питание в школах организовано только для детей младших классов. Дети из малообеспеченных семей питаются в школах на 47 р.27 копеек. В соответствии с ФЗ №44, а именно конкурсные условия, не способствуют приобретению качественных продуктов, так – как школы вынуждены закупать те продукты, которые стоят очень дешево. А дешево это не значит качественно

Все эти отрицательные моменты в организации питания детей в школах показывают, что современный запрос общества, требования Министерства просвещения РФ и Роспотребнадзора, заставляют задуматься над необходимостью кардинального изменения в целом  системы питания детей в СОШ РК. А именно, улучшения условий для приема пищи, цены питания, формирования пищевой культуры учащихся, передачи системы питания в школах специализированным организациям при этом высвобождая и направляя время и силы директоров образовательных организаций на организацию образовательного и воспитательного процессов в СОШ РК.

Вопрос создания устойчивой, эффективной системы организации питания детей в школах – это важнейший вопрос государственной политики в отношении детей и его необходимо решать комплексно. А именно, в комплексе со строительством новых школ и капитальным ремонтом имеющихся школ.

Государственная задача системы образования выпустить из школы в жизнь здорового, образованного, воспитанного, любящего свой край, ученика.Чтобы ученик, получив профессию, вернулся в Республику Коми. А создать условия для реализации этой задачи, это функция органов власти в целом.

Проблема организации питания детей в школах требует всестороннего обсуждения и принятия решения на государственном уровне.Учитывая катастрофическое сокращение численности населения РК, северные условия (холод, недостаток кислорода, недостаток витаминов, недостаток солнца) необходимо проявить политическую волю и принимать государственное решение о качественном, полноценном питании всех детей школьного возраста.

 Общественный совет рассмотрел вопрос «О перспективах ликвидации обучения в две смены в образовательных организациях, расположенных на территории МО ГО «Сыктывкар». Для подготовки этого вопроса Общественный совет привлекал депутатов Государственного Совета РК, руководство управлением образования города Сыктывкара, директоров конкретных школ, представителей социально ориентированных общественных организаций. Обсуждение обозначенного вопроса показало, во-первых, масштаб проблемы. Почти 50% образовательных организаций города Сыктывкара работает во вторую смену, а это значит, что 25% учащихся  вынуждены обучаться во вторую смену. Переполненность школ объективно отрицательно сказывается на качестве образования, воспитания и здоровье, как учащихся, так и учителей. Существующая переполненность школ вызывает справедливое недовольство со стороны родительского сообщества города Сыктывкара.

Во-вторых, решение проблемы строительства новых школ в городе Сыктывкаре зависит не столько от финансовых трудностей, сколько от несовершенства законодательства, связанного с земельными отношениями на территории муниципального образования. По этой причине Общественный совет обратился к председателю Государственного Совета РК с просьбой организовать парламентские слушания по обозначенной проблеме. До настоящего времени парламентские слушания не состоялись.

Президент России Путин В.В. и в подписанных им документах и устно неоднократно подчеркивал, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей».

При поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики в Республике создана Ассоциация образовательных организаций РК, которым присвоены имена героев Великой Отечественной войны, Труда, Афганистана, других локальных вооруженных конфликтов, известных деятелей науки, культуры и др. В н. вр. в РК насчитывается 38 образовательных организаций, которым присвоены имена.

Очевидно, что школы, которым государство присвоило имена, стоят в особом ряду системы образования. Эти школы могут и должны быть мощным региональным резервом и ресурсом по совершенствованию региональной составляющей в патриотическом воспитании граждан в целом, а не только учащихся школ.  Присвоение имени школе это не частное дело  и не дань имени конкретного человека. Решение органа власти или местного самоуправления о присвоении школе имени – это предоставление доверия и чести этому учреждению, коллективу  этого учреждения со стороны государства.

Изучение истории страны, Республики Коми через призму конкретной личности становятся более понятными ученикам и приобретают особое воспитательное и образовательное значение. Именно в этих школах и создана уникальная возможность, в постановке воспитательной работы, значительные исторические события изучать на примере конкретной личности.

При рассмотрении вопроса состояния воспитательной работы в именованных школах Общественный совет обобщил имеющуюся практику и сформулировал задачи этих школ, а также предложения в адрес Министерства по дальнейшему совершенствованию работы этих школ.

Основной задачей именованных школ РК, носящих имена, в первую очередь, является накопление исторической информации, фактов, воспоминаний о том периоде истории страны, который олицетворяет это имя. И с учетом накопленных исторических материалов в школе формируется система воспитания не только учащихся конкретной школы, но и местного сообщества, выстраиваются отношения за пределами школы.

Общественным советом было установлено, что во многих именованных школах по непонятным причинам, имя присвоенное школе, не отражено в Уставе школы. На сайтах этих школ отсутствует информация о героях, чьи имена носят школы. Имя, отрезок истории, который отражает это имя, в недостаточной степени используется в воспитательной работе школ.

В 2021 году Общественный совет принял участие в двух, подготовленных Министерством совместно с КРИРО, общественно значимых мероприятиях.

В октябре состоялся традиционный образовательный форум «Государство. Образование. Общество». В рамках форума силами общественного совета при поддержке Министерства и КРИРО подготовлено три площадки, а именно:

Заседание Общественного совета. На обсуждение внесен один вопрос – «О реализации Стратегии развития воспитания в Республике Коми». В заседании Общественного совета приняли участие руководители (заместители руководителей) восьми республиканских общественных организаций, которые постоянно, в разной степени, сотрудничают с образовательными организациями и с Министерством непосредственно.

В общем и целом все были едины во мнении, что формы социального партнерства Министерства, образовательных организаций с институтами гражданского общества необходимо  совершенствовать в плане их конкретизации, повышения эффективности и результативности проводимых мероприятий среди детей и молодежи воспитательного характера. Общественная работа – это работа не за деньги, а по совести, по чести от души и сердца. Но, как любая работа, общественная работа, должны иметь конкретные цели, задачи, контроль и проверку исполнения. Но, самое главное – результат.

Круглый стол на тему «Особенности организации воспитательной работы в образовательных организациях, которым присвоены имена героев Великой отечественной войны, Труда, Афганистана, других локальных вооруженных конфликтов, известных деятелей науки, культуры и др.

Итогом работы круглого стола стали предложения, которые были направлены в Министерство и на которые получен конкретный ответ. В частности с целью установления единых обязательных требований к наглядному оформлению, организации воспитательной работы в именованных школах РК участники круглого стола предложили рассмотреть вопрос на заседании коллегии Министерства «Об особенностях воспитательной работы в образовательных организациях РК, которым присвоены имена героев Великой Отечественной войны, Труда, Афганистана, других локальных вооруженных конфликтов, известных деятелей науки, культуры и др..

Демонстрационно- дискуссионной площадка на тему «Современная школьная библиотека – ключевой инструмент новой инфраструктуры образовательной организации».

Ключевым моментом в дискуссии была затронута тема низкого уровня социального престижа школьного библиотекаря, низкой социальной и эконо­мической защищенности школьного библиотекаря, отсутствие у него статуса педагогического работника школы.

Было предложено Общественному совету продолжить работу по привлечению внимания органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества к необходимости повышения престижа педагогического работника в целом, работе библиотек образовательных организаций. Участники площадки поддержали идею разработки регионального закона «О статусе педагогического работника в Республике Коми».

Вторым общественно-значимым, резонансным  образовательным мероприятием, в котором приняли участие члены Общественного совета стали Католиковские чтения.

Члены Общественного совета приняли участие в работе всех секций, а на демонстрационно-дискуссионной площадке для воспитателей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования было представлено выступление об особенностях воспитательной работы в именованных школах РК.

Ключевым мероприятием работы Общественного совета стало участие в рабочем совещании в Государственном Совете РК на тему «О Государственной программе РК «Развитие образования» и региональных проектах, включенных в состав государственной программы и направленных на реализацию национальных проектов «Демография», «Образование» в рамках рассмотрения проекта закона РК «О республиканском бюджете РК на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 г. г.».

Совету была предоставлена возможность выступить и сформулировать свои предложения. Устно и письменно от лица Общественного совета было предложено: 

  1. С учетом оценки реализации Программы КСП, Общественный совет при Министерстве образования предлагает отметить протокольно: «…Министерство образования, науки и молодежной политики РК по итогам 2021 года справилось с поставленными перед Министерством ГС РК задачами по выполнению государственной программы «Развитие образования» с оценкой «умеренно – эффективно».
  2. Отметить необходимость совершенствования механизмов и инструментов организации исполнения государственных программ. Предложить комиссии ГС РК по регламенту  принять меры о  недопустимости нарушения регламента при обсуждении важнейших вопросов внутренней государственной политики РК по форме. Важнейшей формой парламентского контроля в соответствии с регламентом являются парламентские слушания, а не рабочие совещания.
  3. В ближайшее время рассмотреть на парламентских слушаниях вопрос «О перспективах ликвидации обучения в две смены в образовательных организациях РК».  27 лет (с 1993 по 2020 г. г.) в Сыктывкаре не осуществлялось строительство школ. Это привело к  тому, что 25 %, четвертая часть школьников, обучаются во вторую смену. Причем, 25 % - это средняя цифра по городу. В целом, в ряде школ, численная перегруженность достигает 40%.  50 % от общего числа общеобразовательных организаций  Сыктывкара обучается во вторую смену.
  4. Рассмотреть на заседании комитета по социальной политике ГС РК вопрос о необходимости разработки регионального закона «О педагогическом работнике РК». Ответы на предложения пока не получены.

В целом Общественный совет реализовал намеченные на 2021 год мероприятия. Благодарю всех членов Общественного совета за поделанную работу. Прошу и дальше быть максимально активными, особенно повысить активность по связям с муниципалитетами. Не бояться высказывать свое мнение, предложения, общаться с коллегами и делиться с Общественным Советом проблемами, волнующими общество.

"Нам важна обратная связь, объективная информация с мест. Еще раз хочу подчеркнуть, что профессия учителя – самая нужная, самая важная, самая ответственная и именно от нее зависит будущее страны и в т.ч. Республики Коми. А дети – это самая незащищенная категория населения и одновременно дети – золотой резерв общества. Взрослые, которые стали защитниками детства, должны защищать права детей самоотверженно. Дети живут здесь и сейчас. Следовательно, создавать условия для образования, воспитания детей надо здесь и сейчас.  Нельзя детские жизни откладывать и переводить на деньги. Педагогическому, родительскому сообществу нужен диалог. Голос разума подсказывает, что большинство не может ошибаться. Надо общаться, вырабатывать наилучшую стратегию, а не провозглашать одну единственную и свято в нее верить.", - подчеркнула Галина Кравченко.

Материал подготовлен при поддержке Общественного совета при Министерстве образования, науки и молодежной политики Республики Коми.

Поделиться в соцсетях